- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Коррекция слоговой структуры слова в работе с детьми с ОНР.
КОРРЕКЦИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА, КАК ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЗАДАЧ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. С помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает её.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи - одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в ДОУ и в семье.
Не секрет, что с каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжёлыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение во время не исправить, в дальнейшем оно приведет к негативным изменениям в развитии личности ребёнка, таким как формирование застенчивости, замкнутости и неуверенности в себе. Это будет мешать ему как в обучении, так и в общении со сверстниками и взрослыми.
Следует отметить тот факт, что нарушение слоговой структуры слова удерживается в речи дошкольника с ОНР дольше, чем недостатки произношения проблемных звуков.
Огромное значение для правильного воспроизведения слова играет степень знакомства с ним – малознакомые слова подвержены искажению чаще, чем слова хорошо известные ребёнку.
Исследования, в научно-методической литературе по данной проблеме, представлены недостаточными, а порой и противоречивыми рекомендациями, несмотря на их актуальность.
Исходя из опыта работы с детьми, имеющими ОНР, невольно приходишь к тому, что данная проблема является крайне важной, требующая решения на самых разных стадиях её выявления. Ведь овладение правильной, чистой речью играет огромное значение для формирования полноценной личности ребёнка, а преодоление нарушений и совершенствование слоговой структуры слова является одним из факторов для овладения грамотой, что в дальнейшем будет способствовать успешному обучению ребёнка в школе.
Поэтому одним из основных направлений своей работы, считаю коррекцию слоговой структуры слова у детей с ОНР.
Искажение слогового состава слова призваны ведущими и стойкими проявлениями в структуре речевого дефекта у детей с общим недоразвитием речи.
В этом случае речь ребёнка имеет выраженные отклонения, которые могут проявляться следующим образом:
1.Нарушение количества слогов:
-сокращение (пропуск) слога: «тенок» - телёнок, «поток» - потолок
- опускание слогообразующей гласной: «патина» - путина, «пинино» пианино;
- увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в стечения согласных: бубалики» - бублики, «пелимени» - пельмени;
2.Нарушение последовательности слогов слове:
-перестановка слогов: «понялы» - поляны, «митуны» - минуты;
перестановка звуков соседних слогов: «летефоны» - телефоны, «довопады» - водопады;
3.Искажение структуры отдельного слога:
-сокращение стечений согласных: «тол» - стол, «нук» - внук;
- вставки согласных в слог: «лимонт» - лимон, «канант» - канат и т.п.
Для того чтобы помощь детям с нарушением слоговой структуры слова была максимально эффективной необходимы ранняя диагностика и соответствующая работа по коррекции выявленных нарушений.
В основу такой работы мной был положен принцип системного подхода при воздействии на все компоненты речевой системы и классификация А.К.Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности.
Одним из важнейших факторов в работе имеет индивидуальный подход к детям, который призван учитывать возможности, а также характер искажений и нарушений слоговой структуры.
Так как классификация А.К.Марковой составлена по принципу наращивания и усложнения слогов, то в коррекционной работе по преодолению нарушений, следует обратить внимание на то, что только тщательное и последовательное обрабатывание каждого типа слоговой структуры. Даже если ребёнок не делает в нём ошибок, позволит благополучно и результативно преодолеть все нарушения.
В коррекционной работе по данной проблеме использую такие методы и приёмы как:
- объяснение значения слова и включение его в различные предложения до полного усвоения семантики и слогового состава;
- медленное, послоговое проговаривание слова;
- пропевание, прохлопывание, отстукивание (ладонью, мячом) слогового контура слова;
- многократное повторение в ходе отработки.
Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова предполагает формирование и развитие всех компонентов речевой системы. Для реализации этой задачи требуется многоплановый по своей тематике и рассчитанный на учебно-игровую форму работы материал. На поиск его учитель-логопед обычно затрачивает значительные усилия. Это и подтолкнуло меня подобрать и систематизировать такой практический материал с заданиями и игровыми упражнениями, который помог бы преодолеть не только нарушение слоговой структуры слова, но и параллельно с этим развивать все компоненты речевой системы, привлекая родителей к активному участию в коррекционной работе.
Подобранные задания помогут справиться с недостаточной сформированностью грамматических категорий, например таких как:
-употребление существительных единственного и множественного числа родительного падежа («Чего (кого) не стало?);
-образование уменьшительно-ласкательной формы существительных ( «Назови ласково»);
- согласование числительных с существительными («Назови 2 (5) таких же предмета»);
- образование притяжательных прилагательных («Скажи, чья (чьи) это?», «Назови, чьи предметы?» и т.п.);
- употребление существительных единственного и множественного числа творительного и предложного падежа («За чем мы пойдём в магазин?», «О ком спросим у работника зоопарка?» и т.п.);
- употребление глаголов 1 лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени («Скажи, что ты делаешь?», «Покажи и скажи, что ты будешь делать?» и т.п.);
-образование относительных прилагательных («Назови какой») и т.п.;
А также развивать связную речь, например, учиться правильно строить предложения из двух и более слов при ответе:
Логопед: Что это?
Ребёнок: Это духи.
Логопед: Чьи духи?
Ребёнок: Мои духи.
Логопед: Где пятно?
Ребёнок: Пятно на пальто.
Логопед: Чего у тебя нет?
Ребёнок: У меня нет букетика.
Логопед: За кем мы будем наблюдать?
Ребёнок: Мы будем наблюдать за хомяками.
Опираясь на пособие Четверушкиной Н.С., где представлен словарный материал по первым 7 типам слоговой структуры слова, я изготовила дидактический материал с интересными заданиями и игровыми упражнениями на все 14 типов слоговой структуры слова, объединив 11 и 12 типы в один.
Разработанный дидактический материал предназначен для работы с детьми, как логопеда, так и родителей. Проговаривая слова, словосочетания и предложения отраженно и самостоятельно, дети учатся правильно воспроизводить ритмический рисунок слова.
Дидактический материал содержит специальные практические задания на развитие мелкой моторики, сенсорики, зрительного и слухового внимания, логического мышления, в процессе обучения которых детям даётся возможность самостоятельно решать логические задачи по тому или иному типу слоговой структуры слова.
Например, в игровом упражнении «Отгадай что это?», ребёнку необходимо по определённым существенным признакам узнать тот или иной предмет:
Логопед: Круглый, масляный, румяный - это что? Ребёнок: Блин.
Логопед: Крепкий, острый, птичий - это что? Ребёнок: Клюв и т.п.
Наряду с этим дети выполняют задания, где умело, применяют свои сенсорные умения и навыки, стимулирующие работу нервных окончаний, например, параллельно с обрабатыванием грамматических категорий и решением логических задач детям предлагается закрашивать предметы, подобрав нужный цвет.
В своих разработках большое внимание уделила иллюстративному материалу, который способствует привлечению внимания детей и увеличивает объём запоминания. А также при соотнесении слова с картинкой у ребёнка развивается наглядно-образное мышление, которое, в свою очередь, стимулирует познавательную активность ребёнка.
Учёт психологических особенностей детей, использование разнообразных словесных, дидактических игр, заданий и упражнений позволяет достичь эффективности в коррекционной работе по формированию, как слоговой структуры слова, так и всех компонентов речевой системы.
Основной задачей своих разработок считаю оказание практической помощи логопедам, воспитателям и родителям (при выполнении домашних заданий с детьми) в коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
Данный материал приносит положительные результаты в работе. Наши воспитанники:
-овладевают умением воспроизведения слов как простого, так и сложного слогового состава;
-у детей развивается фонематическое восприятие;
-преодолеваются лексико-грамматические трудности;
-совершенствуется зрительное и слуховое внимание;
-нормализуется речевое и физиологическое дыхание;
-активизируется и обогащается словарный запас;
-развивается грамотная речь, мышление, память
-формируется важнейшие качества личности, такие как самостоятельность, наблюдательность, сообразительность, ответственность.
У детей появляется уверенность в себе, которая в дальнейшем поможет им в общении со сверстниками взрослыми.
Литература.
- Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – С.-П., Детство-Пресс, 2001, - 46с.
- Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова. – М., Книголюб, 2005, - 95с.
- Епифанова О.В. Логопедия. – В., Учитель – АСТ, 2004, - 95С.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., Просвещение, 1990, - 239с.
- Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова. – М., Творческий центр, 2007, - 93с.
- Лосева П.Н. Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет, М., Творческий Центр, 2005, - 109с.
- Ткаченко Т.А. Развития фонематического восприятия, М., Гном и Д, 2005. - 32с.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1991, - 125с.
- Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. – М., Гном и Д,2001, - 92с.
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста