- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Занятие по ИЗО «Весёлая ярмарка» в старшей группе
Программные задачи:
Продолжать знакомить детей с филимоновскими сюжетными изделиями, их содержанием и художественными особенностями. Учить замечать, какими художественными средствами в сюжетной лепке передаётся связь между фигурками.
Продолжать учить рисовать узоры в сочетании с разнообразными мелкими элементами: точки, палочки, штрихи, овалы, треугольники. Использовать разнообразные приёмы рисования – роспись гусиным пером.
Учить выразительно читать наизусть стихи, передавая интонацией свои чувства и впечатления; осмысливать значение пословиц, составлять небольшие описательные рассказы об игрушках. Развивать логическое мышление и творческое воображение детей. Воспитывать эмоциональное восприятие произведений народных мастеров; поделок, созданных руками других детей; учить передавать свои впечатления;
обогащать словарь детей : свистульки, брусочек, олешек, утушки, ярмарка, филимоновские, разноцветные, расписные, глиняные, пёстрые, убаюкивающие, доброе сердце, добры молодцы, красны девицы, народная игрушка;
активизировать использование в речи специальной терминологии: роспись, штрихи и т. д.
Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, учить слушать воспитателя, других детей и не перебивать их. Продолжать формирование навыков коллективной работы ( умение договариваться, распределять работу, оказывать друг другу помощь)
Предварительная работа:
- Экскурсия в музей на выставку народного декоративно - прикладного искусства.
- Рассматривание альбома с образцами росписи «Филимоновские свистульки».
- Чтение художественной литературы о народных умельцах.
- Заучивание стихотворений, пословиц, частушек, загадок, хороводов.
- Рассматривание образцов глины: белая, красная, чёрная и т. д.
- Индивидуальная работа с детьми по составлению описательных рассказов о народной игрушке по схеме.
- Использование дидактических игр «Продолжи узор», «Разноцветные орнаменты», «Филимоновские цветы».
- Лепка игрушек из глины.
Материал:
Гусиные перья, гуашевые краски, клеёнчатые салфетки, дощечки, готовые глиняные поделки: курица – свистулька, олешек, барашек, сельская красавица, петушок. Книга художника Нехотиновой «Ярмарка». Образцы филимоновской росписи. Расписные игрушки – свистульки. Шкатулка с разрезными картинками – росписями. Кукла Петрушка. Рушник, плетёные корзинки, расписные платки – для оформления. Русские народные костюмы.
Фонограмма песни «Ярмарка» .
Ход занятия:
Дети в русских народных костюмах под музыку входят в зал, оформленный под «Ярмарку». Рассматривают иллюстрации тульской деревни Филимоново, работы, выполненные филимоновскими мастерами – расписные игрушки – свистульки.
Воспитатель: С давних времён известна тульская деревня Филимоново. По всей России – матушке и далеко за её пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки – свистульки. Игрушки делают из глины, а глину добывают в оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная и цветная: белая, красная, розовая, жёлтая, оранжевая и чёрная. Лепят из неё барышень и солдатиков, птиц и коней, козликов и прочих зверюшек. Это очень большая и трудоёмкая работа.
- Расскажите, пожалуйста, пословицы и поговорки о труде, которые вы знаете?
Дети:
1. «Учись доброму, так худое на ум не пойдёт»
2. «Глаза боятся, а руки делают»
3. «Труд кормит, а лень портит»
4. «Маленькое дело лучше большого безделья»
5. «Терпение и труд всё перетрут»
6. «Красна птица пением, а человек умением»
Воспитатель: Все игрушки забавные, высокие, весёлые, и такие вытянутые, будто всегда они чему – то удивляются. Это не просто игрушки, а свистульки, в которые можно посвистеть. Подойдите ближе, возьмите свистульки, рассмотрите со всех сторон. Скажите, где находится свисток?
Дети: В хвосте животных или птиц.
Воспитатель: Правильно, а теперь сами попробуйте посвистеть и послушать, какой получается свист?
Дети: Громкий, весёлый, звонкий.
Воспитатель: Ой, честной народ , подходи, не зевай, послушай добрых молодцев и красных девиц, которые приготовили стихи – загадки о том материале, который необходим для создания народных игрушек:
1. В земле скрывается
В руках преображается
Огнём закаляется
В посуду превращается
Глина
2. Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки
Только кисточку возьмёшь
Где была пустота – там глядишь красота.
Краски
Воспитатель: Вот из такой глины, о которой нам рассказал добрый молодец, мы лепили игрушки. Лепили с добрым сердцем и тёплыми руками. А сейчас поиграем в игру «Чудо – мастера». Есть у меня чудесная расписная шкатулочка, а в ней разноцветные конвертики с разрезными картинками. Подумайте, с кем бы вы хотели составлять филимоновский узор. А если вы уже определились, то берите конверты и проходите за столы (подгруппы по 4 человека). Посмотрим, какие узоры получились у наших чудо – мастеров.
Воспитатель обходит все группы, уточняет название узоров.
Воспитатель: В разных местностях характер и внешний вид игрушек был различным.
Читает стихотворение Виктора Василенко «Мои игрушки», обходит детей и раздаёт вылепленные заранее игрушки.
Со старинной сказкой схожи,
Появились предо мной :
Их рога на ель похожи,
Цвет их жёлтый, голубой,
Тёмно – красный и зелёный!
Стройный козлик и олень.
Забавлять меня готовы,
Быть со мною целый день.
На столе моём охотно
Отыскали уголок,
За моей следят работой,
Чтобы я устать не мог.
И рога у них большие!
Глаз нельзя от них отвесть.
Удивительно живые –
Не попросят лишь поесть.
Воспитатель: Используя художественное слово, расскажите, как вы лепили игрушки? И какими они должны стать?
Дети: Выходят из-за столов, исполняют частушки на слова Л. Гулыга под музыкальное сопровождение
1. Привезли мы глину
С дальнего бугра
Ну – ка, за работу.
Чудо – мастера!
2. Я слеплю лошадку,
Я её поглажу.
И седельце с бахромой.
3. Друг за другом выплывают На спине прилажу.
Утушек – свистулек стаи,
А за ними в свой черёд
Кукол пёстрый хоровод.
4. Распишу я утушку
Разными цветами.
Свищет моя утушка
5. Модница – нарядница, Разными ладами.
Вы куда идёте?
С зонтиком и сумочкой
Глиняная тётя!
Дети возвращаются за столы, воспитатель поочерёдно показывает работы детей, обращает внимание на художественные особенности, на выразительность образов, обобщает высказывания детей.
Воспитатель: В своих работах вы изобразили разные события: как люди трудятся, веселятся, продают товар на ярмарке, ездят на конях. Плавают на лодках. Изобразили также смешные игрушки: мальчика верхом на свинье, медведя, убаюкивающего младенца.
Мы эти игрушки будем расписывать красками. Украшать их цветными полосками, кругами, ёлочками, пятнышками, треугольниками, простыми ягодками и цветами, похожими на солнце. А перед росписью игрушек мы проведём игру «Составь узор». Итак, красны девицы и добры молодцы, кто из вас , из таких чудо – мастеров, сумеет на фланелеграфе из набора геометрических фигур составить филимоновский узор?
Рассматривается несколько вариантов
Необычные узоры у вас получились и разные элементы росписи использованы. А ведь каждый элемент имеет своё обозначение. Припомните,
что в филимоновской росписи обозначает круг?
Дети: Солнце.
Воспитатель: Что обозначает треугольник?
Дети: Землю.
Воспитатель: Что обозначают ёлочки и ростки?
Дети: Это символы растительности и жизни.
Воспитатель: Все эти узоры напоминают о связях человека и природы.
Звучит отрывок из песни «Ярмарка»
Воспитатель: Ярмарка, ярмарка, а что такое ярмарка?
Дети.
Воспитатель: Мы украсим ярмарку нашими игрушками, но для начала необходимо их расписать. Что такое, пока мы веселились, у нас пропали кисточки. Чем же мы будем расписывать наши игрушки?
Проводится игра «Пропали кисточки» - ТРИЗ – решение проблемной ситуации.
Дети: Палочкой, стекой, гусиным пером …
Воспитатель: Расписывать игрушки будем гусиным пёрышком, а краски возьмём яркие, летние, солнечные: жёлтые, красные, малиновые, зелёные.
Дети самостоятельно расписывают игрушки, в ходе работы проводится физкультминутка.
Мы старались, рисовали,
А теперь все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Затем пальчики сожмём,
Снова рисовать начнём.
Мы старались, рисовали,
Наши пальчики устали,
А теперь мы отдохнём –
Снова рисовать начнём.
По окончании работы воспитатель обсуждает с детьми получившиеся композиции. Предлагает оставить на столе до полного высыхания
Воспитатель: Наша ярмарка получилась яркой, пёстрой, разноцветной, весёлой, приглашаю всех добрых молодцев и красных девиц полюбоваться расписными игрушками, которые получились интересными, смешными, чудесными, забавными, создающими радостное настроение, так как соединили труд и умение всех детей.
В следующий раз можно пригласить на ярмарку друзей, родителей, детей другой группы и рассказать, как создавались наши игрушки – свистульки.
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста