- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Занятие на городской конкурс по теме «Страна моя – Россия»
Тема «Страна моя – Россия».
Занятие на городской конкурс «Ступеньки мастерства»
Авторы: Панина Г.А., Рыженко С.И.
Цель:
- Продолжать знакомить детей с традициями, обрядами, обычаями и культурой русского народа.
- Знакомить детей с бытом (утварь, посуда), народно-прикладным творчеством, одеждой русского народа.
- Знакомить детей с разнообразием малых фольклорных жанров (потешки, сказки, хороводы, игры) о животных, о детях, о природе, труде.
- Учить детей эмоционально к месту произносить, использовать потешки в повседневной жизни.
- Развивать речь детей, эмоции, эстетические и нравственные чувства при ознакомлении с русской культурой, традициями.
- Развивать монологическую и диалогическую речь, добиваясь выразительности.
- Воспитывать любовь к Родине, близким, уважение к старшим, традициям народа.
- Воспитывать ум, волю, характер, быстроту реакции, духовность в народных играх.
Оборудование: русские народные костюмы на детях и взрослых. Изба, кухонный инвентарь, посуда, колыбель, образцы декоративно-прикладного искусства, народные инструменты, столы для работы по изо, лекала в виде матрёшек и коней-игрушек, наборы для аппликации.
Конспект занятия:
Ведущий.
1. Беседа о настоящем нашей Родины
- Ребята, давайте сегодня поговорим о нашей стране. Как называется страна, в которой мы живем ? (Россия)
Какая наша родина Россия? (большая, красивая, огромная, богатая, сильная).
Да, наша страна очень красивая и богатая. И она возникла очень и очень давно, и у нее древняя и интересная история.
2. Сегодня мы покажем и расскажем о том, как жили люди в старину на Руси.
На Руси издавна жили талантливые люди. И чего только русский народ не умеет делать?! И сказки сочинять, и легенды слагать, и песни петь, и хороводы водить, и узорами украшать свои избы и посуду, и работать.
В давние, давние времена жили русские люди в деревянных избах.
3. Электрических лампочек не было, чтобы дома было светло, зажигали свечи или лучины.
Утром вставали с первыми лучами солнца и с пением петуха.
Ночь прошла,
Темноту увела.
Замолчал сверчок,
Запел петушок.
Полежим немножко,
Распахнем окошко:
- Здравствуй, солнышко,
- Колоколнышко! (Алиса, Кристина)
4. Глядя в зеркало, девушки расчесываются, приговаривая:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят,
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся.
Маму, дочка, слушайся.
5. Воду носили из колодца в ведрах на коромыслах.
Раздайся, народ,-
Меня пляска берёт!
Пойду, попляшу,
На народ погляжу! (Кирилл)
6.Хоровод «Пошла млада за водой».
7. Чайников и газовых плит тоже не было. Люди готовили еду в печи. Печь топили дровами, которые заготавливали летом, чтобы зимой сухими полешками печь истопить.
У крыльца растёт трава.
Я колю, колю дрова!
Я колю на чурочки,
Гори, огонь, в печурочке!
Гори жарче, печь,
Будет Настя пороги печь! (Егор)
8. Чай пили из самовара. Ставили люди самовар, насыпали туда горящие угли, а когда самовар закипал, заваривали душистые травы. Садились у самовара, пили чай с крендельками да с баранками и вели беседу.
Настя С. Алёша З.:
Угощайтесь, гости дорогие, попейте чайку горяченького, попробуйте калачей, бараночек, пирожка. Я его сама испекла.
(сценка-диалог)
- Ой, А где же пирожок?
- Ты пирог съел?
- Нет. Не я.
- А вкусный был?
- Очень!
Алеша. Где кисель, тут и сел.
Таня. Где пирог, тут и лег.
Миша. Где блины – тут и мы.
Сережа. Где щи с мясом – тут и место наше.
9. Швейных машинок тоже не было. Девицы себе наряды сами шили:
Иголка, иголка,
Ты остра и колка!
Не коли мне пальчик,
Шей сарафанчик! (Алиса)
10. А чтобы наряды красивее были – вышивкой украшали. Сидит Красна девица, вышивает, друга милого ждет.
Кристина.
Где ты, сокол мой ясный?
Что загостился ты на чужой сторонушке?
Возвращайся скорее в родимый дом.
Ждет тебя красна девица,
Ждет – печалится.
11. Женихи выбирали себе невест трудолюбивых, добрых, скромных, во время игр и хороводов.
Игра «Бояре».
12. У малышей колясок тоже не было. Качали малышей в деревянных люльках и пели колыбельные песни.
Даша М.
Баю – баюшки – баю,
Не ложися на краю!
Придет серенький волчок
И укусит за бочок.
13.Входит крёстная мать (показ обряда укладывания в колыбель)
При рождении девочки воду после первого купания выливали в малинник, т.к. малина у славян символизировала красоту: «Не девка - малина!». Воду после купания мальчика выливали на перекрёсток дорог – на счастье. Новорождённого принимали в отцовскую рубаху, чтобы отец любил, и клали на лохматый тулуп, чтобы был богат.
Ребёнка в колыбель (зыбку) клал отец, как бы прилюдно признавал его своим детищем. Родильнице гости дарили подарки, обычно деньгами. Мужчины варили особое пиво. «Дети - благодать божья»; «Счастлив отец в сыновьях, а мать - в дочерях». Выбор кумовьёв и их роль в обрядах (крещении) и последующем воспитании крестника было также важно. Крёстной выбирали женщину молодую, сильную, здоровую, крёстной делали дорогой подарок: шаль или отрез ткани на платье. (Дарят шаль)
Матери новорожденного также приносили подарки: кто деньги, кто игрушки, посуду или одежду.
14. Давайте, дети, мы тоже что-то подарим новорожденному в подарок! Игрушки! Сделаем их своими руками. Вспомним мастеров, украшавших детские игрушки! Какие вы знаете росписи?
У Семёновских матрёшек
сарафанчики в горошек.
Сарафанчики в горошек.
Разноцветные платочки,
Нарумяненные щёчки.
Кто в гостях у нас бывал
И матрёшек не видал,
Тот и матушку Россию
До конца не разгадал!
Чем знаменита деревня Дымка?
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой.
Пёстрыми фигурками,
Кошечками Мурками.
Расписными петухами,
Златогривыми конями!
Веселит, ласкает взор
Пёстрый радужный узор:
Клетки, кольца, завиточки,
Змейки, ленточки и точки!
Просто загляденье!
Всем на удивление!
15. Работа детей по изготовлению подарков в виде росписи матрёшек, козликов, коней. Дарят матери с пожеланием добра и счастья.
16. Рефлексия.
Пословицы и поговорки о труде:
- Кончил дело – гуляй смело.
- Дело мастера боится.
- Поспешишь – людей насмешишь.
- Что посеешь, то и пожнешь.
- Глаза боятся – руки делают
- Умелые руки не знают скуки.
16. Итог «Землю красит солнце, а человека труд!»
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста