- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Занятие «Мы помогаем Айболиту лечить комнатные растения»
Мы помогаем Айболиту лечить комнатные растения
(занятие по ознакомлению детей 5-6 лет с окружающим миром)
Цель:
дать теоретические знания, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений (черенками).
Задачи:
- научить детей размножать растения черенками,
- закреплять навыки ухода за комнатными растениями,
- развивать умения определять возможные методы и проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно,
- развивать любознательность, познавательные способности, способности к прогнозированию результатов, речь,
- воспитывать любовь к природе
Оборудование:
- коробка в виде посылки
- посадочный материал
- условные значки
- таблица с карманами для карточек
- комнатные растения
- картограф
- таз с водой, полотенца
- карандаши, бумага
Предварительная работа:
Знакомство с комнатными растениями, которые есть в группе детского сада (традесканция, бальзамин, хлорофитум, бегония и др.) и их значением для человека. Наблюдения и уход за ними (полив, обрезание пожухлых листьев, обрызгивание, обтирание пыли с крупных листьев). Заготовка черенков традесканции, поставить их в воду за 4-5 дней до занятия. Знакомство с частями растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами) и их значением.
Ход занятия.
Дети сидят на ковре.
- Ребята, нам пришла посылка (воспитатель показывает).
- Попробуйте отгадать, от кого. (Дети отгадывают, воспитатель соглашается со всеми ответами: Возможно... Может быть… И я так думаю…).
- Как можно точно определить, кто прислал нам посылку? (Надо посмотреть на обратный адрес, который указан на посылке.)
Воспитатель читает от кого посылка: «Айболит».
- Хотите узнать, что там лежит? (Да.)
Воспитатель достает письмо и читает его:
«Здравствуйте, ребята!
Наступила весна, многие растения за зиму ослабли и даже заболели. Поэтому я считаю своим долгом помочь им. Растений очень много и мне одному не справиться. Мне нужны помощники. Вы, ребята, стали старше. Много изучаете растения, и я прошу вас мне помочь. В вашей группе растет много разных растений. Рассмотрите корни, стебли, листья, цветы. Определите, в каком они состоянии. Если им требуется помощь, окажите ее. Большую помощь вам окажет воспитатель. Если сделаете все правильно. Получите подарок.
До свидания! Айболит»
- Ребята, поможем Айболиту? (Дети соглашаются).
Дети с воспитателем подходят к столу.
- Вспомните, что необходимо, чтобы растения росли здоровыми. (Почва, свет, тепло, вода).
Дети отвечают и прикрепляют условные значки на фланелеграф («свет» – лампочка, «тепло» – термометр, «вода» – капля, «почва» – коричневый прямоугольник).
- Что мы с вами делаем, чтобы наши растения не болели? ( Поливаем, обрываем пожелтевшие листья, обтираем и обрызгиваем листья, рыхлим землю).
- Давайте теперь внимательно рассмотрим наши комнатные растения. Все ли они чувствуют себя хорошо?
Дети вместе с воспитателем осматривают растения, стоящие на подоконнике. Находят растения с пожелтевшими, пожухлыми листьями, вытянутыми голыми стеблями (традесканция, бальзамин).
Дети садятся за столы.
- Почему же так получилось, что наши растения заболели (ослабли, завяли)? Мы ведь ухаживали за ними.
Рассказ воспитателя:
- Растение выросли большие, а горшок не изменился. Корням стало мало места в горшке. (Воспитатель показывает корневую систему традесканции). Пересаживать такое растение в другой горшок бесполезно. Поэтому надо посадить новое растение. Для этого обрезают хорошие части растения (стебель и несколько листьев) – черенки. И ставят их в воду.
- Как вы думаете, для чего ставят черенки в воду? (Дети высказывают свои предположения: чтобы не завяли, чтобы появились корни и т.д.).
- Мы с вами ставили черенки в воду. Посмотрим, что изменилось. Воспитатель достает черенки традесканции и бальзамина из воды и вместе с детьми рассматривает их. У черенков – корни.
- Можно ли такие черенки посадить в землю? (Да, у них есть корни).
Воспитатель показывает, как посадить черенки бальзамина в землю. Дети стоят вокруг стола и смотрят. Воспитатель показывает черенки традесканции с корнями и без корней.
- Чем отличаются черенки? (У черенков, которые стояли в воде, есть корни, а у черенков, которые только что срезали, корней нет).
- Как вы думаете, можно ли посадить в землю черенки без корней? (Мнения детей могут разделиться).
Воспитатель заполняет картограф, опираясь на гипотезы детей. + ставится, если ребенок говорит «да» - ставится, если ребенок говорит «нет» (Необходимо чтобы свою гипотезу выдвинул каждый ребенок, присутствующий на занятии. В ходе наблюдения за посадками после занятия, дети вместе с воспитателем проверяют свои гипотезы. Кто был прав, а кто нет.)
Имя ребенка | Гипотеза (+, - ) |
Саша Маша Егор …. |
+ - + .... |
- Проведем эксперимент.
Дети делятся на 2 группы, в зависимости от гипотезы. На цветочные горшки прикреплены таблички с нарисованными черенками (1 - без корня, 2 - с корнем).
Практическая работа:
1 гр. – сажает черенки с корнем.
2 гр. – черенки без корня.
Дети моют руки.
Зарисовка эксперимента.
Воспитатель рисует на доске, а дети на альбомных листах (все зарисовки условные).
Черенок с корнем | Черенок с корнем в цветочном горшке. |
|
Черенок без корня | Черенок без корня в цветочном горшке. |
|
- Остальную часть таблицы мы с вами заполним, после наших наблюдений за посадками.
(В результате дальнейших наблюдений дети должны увидеть, что черенки с корнями и без корней прижились и начали расти. Дети делают вывод, что растения можно сажать с помощью черенков, у которых есть корни и без корней.)
- Мы сегодня помогаем Айболиту. Он – доктор. А врачи обычно не только лечат, а еще дают рекомендации и выписывают рецепты. Давайте и мы с вами составим рецепт для наших растений. Вспомните, что вы знаете о бальзамине (традесканции).
Дети говорят и заполняют «рецепт» (таблицу) (свет, вода, тепло, солнечные лучи). Если дети затрудняются, помогает воспитатель.
Для заполнения таблицы используются условные значки большого и маленького размера: «вода» – капля, «тепло» – термометр, «свет» – лампочка, «солнечные лучи» – солнце.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бальзамин любит тепло (большой термометр), много воды (большая капля) и много света (большая лампочка). Но не любит ярких солнечных лучей (перечеркнутое солнце).
Традесканция не любит прямых солнечных лучей (перечеркнутое солнце). Может расти на теневой стороне (маленькая лампочка), в прохладном помещении (маленький термометр), не требует обильного полива (маленькая капля).
Вот что должно получиться:
услов. знаки
|
«свет» - лампочка
|
«тепло» - термометр
|
«вода» - капла
|
«солнечные лучи» - солнце
|
Рисунок бальзамина
|
большая лампочка
|
большой термометр
|
большая капля
|
перечеркнутое солнце
|
Рисунок традесканции
|
маленькая лампочка
|
маленький термометр
|
маленькая капля
|
перечеркнутое солнце
|
- Пользуясь этим рецептом, подумайте, куда лучше поставить наши растения. (Бальзамин на подоконник, где много света, но нет прямых солнечных лучей. Традесканцию можно поставить в уголок природы, где много света).
- Как будем ухаживать?
Итог.
- Как вы думаете, Айболиту понравится, то, что мы сегодня сделали?
- Посмотрите, а в посылке еще что-то есть. Что же это? Удобрения. Теперь мы будем не только поливать, а еще и удобрять наши растения.
- А вот еще подарки всем – раскраски с комнатными растениями. Раскрасьте их так, чтобы было видно, что это здоровые растения. (Дети раскрашивают картинки по желанию - в свободной деятельности или дома. Можно сделать выставку раскрасок.)
- Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников:Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. М.: Новая школа, 1996
- Мельник Э.Л., Исаева Л.А. Интегрированные уроки в начальной школе. (ИПКРО) Петрозаводск 1995
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста