МААМ-картинки

Задача музыкального воспитания в детском саду

7 сентября 2011 в 22:52 - ПЕДАГОГ
article1282.jpg

«Прекрасное пробуждает доброе» - задача музыкального воспитания в детском саду

Чем объяснить огромную силу воздействия музыки на духовный мир человека?

Прекрасное пробуждает доброе»-, говорил Дмитрий Борисович Кабалевский. Прежде всего, её удивительная возможность отображать переживания людей в  разные моменты жизни.«В горе и радости, в труде и на отдыхе - музыка всегда с человеком. Она так полно и ограниченно вошла в жизнь, что её принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая…Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга»,- отмечал Д. Шостакович, создатель « 7 симфонии».

В древние века музыкально- медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно- сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно в Пифагорейской школе занятия математикой проходили под звуки музыки, повышая работоспособность и умственную активность мозга. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод…Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. Музыкой можно изменить развитие: ускорить рост одних клеток и замедлять рост других. Но главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы и физическое оздоровление организма. П.И.Чайковский  говорил: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору». Способна ли МУЗЫКА одинаково воздействовать на всех? НЕТ! И в этом ещё одна её особенность. Каждый человек по- своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдаёт предпочтение какому- либо жанру, композитору, произведению, проявляя свой музыкальный вкус.

 

Детство - самый благоприятный период для развития музыкальных  способностей: развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека как части его общей духовной культуры в будущем.  Музыка - одно из ярких средств эстетического воспитания, развивает способности воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь к разным видам художественной деятельности.

Фрагмент занятия: детям предлагается прослушать музыку П.И.Чайковского «Октябрь» и определить настроение МУЗЫКИ.

-Какие интонации передаёт эта. МУЗЫКА: радостные, светлые или грустные, печальные? Почему?

-Какие краски осени, какой колорит созвучны музыке Чайковского? Что можно представить себе? На что настраивает она? На размышление, воспоминания или активность. Подвижность?

-Мажорная или минорная она?

-В музыке состояние природы передаёт музыкальная интонация а в живописи ЧТО?

Рассматривание картины И. Левитана «Золотая Осень». Как передаёт настроение художник? (красками, колоритом - сочетание цвета). Какое настроение передают тёплый и холодный колориты? Каких красок больше? Какое настроение вызывает картина? Почему названа картина «Золотая осень»? Послушайте стих. А.С.Пушкина:

Унылая пора, очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье ,

В багрец и золото одетые леса…

-Описать настроение и художественно- выразительные средства стихотворения (эпитеты: восторг иль печаль?)

Итог занятия:Настроение и состояние природы в произведениях различных видов искусства передаётся через средства художественной выразительности: слово- эпитет в литературе, лад- интонацию в музыке, разнообразное сочетание красок в живописи.

 

Музыка- средство формирования личности ребёнка, его духовности, пробуждает чувства любви к близким людям, РОДИНЕ, вызывает интерес к обычаям, культуре народа, побуждает к сопереживанию, создаёт почву для индивидуального развития; активизирует робких, нерешительных; служит тормозом для отрицательных проявлений, для избалованных вниманием, то есть, влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных видов деятельности (пения, слушания М., танца, игры и т.п.) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности. проявления волевых усилий, что является одним из условий мотивационной готовности ребёнка к школе.

 

Фрагмент занятия:

Звучит русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я». Педагог: когда пели эту песню? Какого она характера? Это хороводная песня, а что такое хоровод? Каким он бывает и на что похож?

-Хоровод связан с солнцем, венком.  Вот почему движение в хороводе по кругу, вся жизнь идёт по кругу, всё в ней связано, соединено. Времена года чередуются. Сменяются друг за другом по кругу – отсюда название – круговой хоровод.

- Что случится, если прервать линию?

- Круг превратится в линию. Такой хоровод называется линейным. (« А мы просо сеяли»). В нём две линии состязаются, стоят друг против друга, двигаются поочерёдно вперёд – назад. Исполним хоровод «Бояре».

- Были другие хороводы, н-р, «Завивание улитки», когда из одной линии прямой и ровной завивали улитку и затем раскручивали в разные стороны, а в конце брались за руки и получался круговой хоровод. Предлагается детям самим исполнить новое движение «Улитка» под песню « Пойду ль я, выйду ль я». -Хороводы тесно были связаны с трудом, обрядами, праздниками, с вечными понятиями – солнце, небо, земля, вода.

 

Музыка – средство активизации умственного воспитания, так как её восприятие задействует умственные процессы: внимание, память, наблюдательность, сообразительность. Ребёнок делает первые обобщения и сравнения : определяет характер пьесы, замечает музыкальные средства, даёт эстетическую оценку,  анализирует. Творческие задания ( импровизации песен и танца) активизируют поисковую деятельность, фантазию, индивидуальность мышления.

 

Игра «Поём вместе».

Цель: развить внимание.

Ход: ведущий предлагает спеть какую-нибудь песню, н-р, «Я играю на гармошке…» и объясняет, что надо делать при этом : 1 хлопок – начинайте петь,2 хлопка – продолжайте петь, но мысленно про себя, 1 хлоп.Вновь пойте вслух.

 

Музыка – это и средство физического развития. Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, регулирует и углубляет дыхание. Известный  врач В.М.Бехтерев доказал влияние М. на усиление или ослабление возбуждения организма, на изменение кровообращения. Занятия ритмикой, основанные на взаимодействии М. и движения, улучшают осанку, координацию ребёнка, вырабатывают чёткость ходьбы и лёгкость бега.

 

Пластико - эмоциональный этюд «Полёт лебедей»

Цель: соотнести движение рук детей с движениями крыльев лебедей и музыкой, воспитание музыкально-эстетического вкуса.

Дети рассматривают картину А.Рылова «В голубом просторе» и слушают М. К.Сен-Санса «Лебедь», читается стих. Ю.Мориц «Проводы лебедей»:

Поначалу раздались трубы-

С неба, свыше, не поняла,

Что по небу летят однолюбы,

До того, как лицо подняла.

-Какое настроение вызывают эти художественные произведения: (спокойное, взволнованное, грустное?)

Лебеди- очень верные птицы, если случится беда, один из них погибнет, то второй часто погибает от тоски. Это гордая и красивая птица. О красоте движений лебедя многие композиторы и художники, поэты сочиняли свои произведения.

- Какой в музыке ритм: рваный, неровный или чёткий, плавный? Похожи ли движение и темп М. на движение и темп полёта лебедей?

- МИНОРНОЕ или МАЖОРНОЕ настроение?

- Настроение картины: МИНОРНОЕ или МАЖОРНОЕ?

- Движения лебедей, взмахи крыльев медленные ( размах крыльев равен 2 м.), сильные, ритмичные, широкие, ровные. Лебеди летят клином. Впереди – вожак, а остальные расходятся от него, как два луча.

- Дети встают  «клином», как на картине, под М. К.Сен- Санса выполняют широкие маховые движения руками…

- Педагог предлагает детям выбрать на картине лебедя, которого они будут изображать (Этюд по картине для 7 человек « Ритм полёта лебедей».

 

ИТОГ: темп и ритм встречаются не только в жизни, но и в искусстве. Они отражают характер и скорость движения. 

Импровизация необходима как педагогу, так и ребёнку, ибо только она даёт возможность неоднократного проигрывания ситуации, и этот поиск должен осуществляться совместно. Говоря о импровизации и развитии музыкальных способностей детей, хочется сделать небольшой экскурс в прошлое

Это было в 1763 г. В Париже проходили необычные концерты. Когда публика собиралась, на сцену выходил 7-летний мальчик. Он забирался на стул перед клавесином.

- Господа! Каждый из вас может предложить Вольфгангу Амадею Моцарту, юному музыканту из Вены, любую музыкальную фразу, и он тут же сочинит на предложенную тему пьесу и сыграет её,- объявлял ведущий.

Сочинять во время игры на инструменте, без нот, без разучивания – значит, импровизировать!!! Да под силу ли такому ребёнку? Между тем Вольфгангу давали клочок нотной бумаги с коротенькой музыкальной фразой. Мальчик брал несколько аккордов и …играл без единой запинки сложнейшую первую часть тут же  сочинённой им сонаты.

-Не может быть! - не выдержал однажды один из слушателей. – У него колдовское кольцо! Оно движет его пальцами…

Мальчик с недоумением оглянулся и тут же снял с пальца тоненькое золотое колечко – подарок матери – и продолжал играть. Заданная тема росла и ширилась, переплеталась с новыми мелодиями, обрастала подголосками, приобретала всё новые и новые звуковые краски.

Это была блестящая ИМПРОВИЗАЦИЯ!

Дополнительно по теме музыка в детском саду.

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД