МААМ-картинки

Путешествие по «нарисованной истории» родного края.Озерный

Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Путешествие по «нарисованной истории» родного края».

 

Программное содержание:

  • Расширять представления об окружающей действительности,, продолжать воспитывать любовь к родному краю. Дать детям доступные представления о быте, культуре и истории поселка.
  • Закреплять полученные ранее знания о профессиях родителей и людях труда. Воспитывать уважение к Армии.
  • Воспитывать любовь к природе родного края. Учить правильно вести себя в природе.
  • продолжать знакомить детей с русским народным творчеством, через прибаутки, потешки, игры.

Материал: карта России, иллюстрации, фотографии, конверт с указом.


 

Конспект занятия.

Под музыку «Наш край» входят дети и садятся на стулья.

Воспитатель:

Если скажешь слово «родина»

Сразу в памяти встает,

Старый дом, в саду смородина,

Старый тополь у ворот.

(3. Александрова)

Одна у человека мать, одна у него Родина. Крепко любим свою Родину. Русский народ сложил о ней много песен и сказок, храбро защищал ее от врагов.

 

Воспитатель:  Какие вы знаете пословицы, поговорки о нашей Родине?

1. На чужой сторонушке и весна не красна.

2. Жить- Родине служить.

3. Родина любимая, что мать родная.

4. Человек без Родины, что соловей без песни,

5. Родина - мать, умей за нее постоять.

 

Среди просторов нашей Родины - большой страны, есть край, где ты живешь, где твой родной дом, твоя родная земля. Где бы ты ни был, куда бы ты ни шел, всегда будешь вспоминать свой край.

У каждого города, поселка есть своя история. Чтобы узнать о прошлом нашего края, нашего поселка давайте совершим путешествие по нарисованной истории. (Дети подходят к стене, где находятся рисунки и встают полукругом).

Звучит музыка П.Чайковского «Тройка».

 

Воспитатель:  В те давние, давние времена, когда не было железных и автомобильных дорог, прокладывали путь на санях, запряженных тройкой лошадей - ямщики. (Иллюстрация № 1). По без людной дороге, идущей дремучими лесами везли они почту из Петербурга в Москву. А без колокольчика под дугой какая это езда? Не зря в народе говорится «Звенит - потешает, ездить поспешает».

Колокольчик «весельчак» полюбился не только ямщикам, и не только за то, что он оповещает своим звоном о прибытии почтовой тройки. Он полюбился еще за то, что предсказывал встречу с долгожданной роднёй и друзьями.

Вот мчится тройка удалая

Вдоль по дорожке столбовой,

И колокольчик, дар Валдая,

Звенит уныло под дугой.

(Ф.Глинка «Сон русского на чужбине»)

 

Деревни, которые попадались ямщикам на дороге, были одинаковы. Бревенчатые избы, крытые соломой или корою. Окошки в них совсем маленькие, затянутые полупрозрачной пленкой. Бедно жили люди в то время. (Иллюстрация № 2),

 

Воспитатель:  ой, а что это за конверт, его края сильно потрепаны, а местами подпалены. Вид загадочного конверта свидетельствует о том, что он много испытал на своем веку. Откроем?

 

УКАЗ

На северо-западе нашей страны, примерно на середине расстояния между Москвой и Петербургом есть небольшая деревня. (Карта). Я - Екатерина II - царица всея Руси, проезжая мимо этой деревни, карета моя завязла в болотной грязи. Ели, выползла я из этой трясины. Повелеваю место сие болотистое назвать «ВЫПОЛЗОВО».

 

 

Так наша деревня получила название «Выползово». А чем же занимались люди, жившие в этой деревне? В основном, земледелием и животноводством.

Пахали землю деревянной сохой. (Иллюстрация № 3). Затем разбрасывали по полю зерна и ждали, когда вырастет рожь или пшеница. (Иллюстрация № 4). А когда созреет хлеб, косари скосят его косой или железными серпами, срежут колосья и укладывают в снопы. (Иллюстрация № 5). Н телегах перевозили снопы в ток, обмолачивали цепями, на ветру его проветривали и очищали от грязи. (Иллюстрация 6). Свозили зерно в мешках на мельницу, где большие камни-жернова мололи зерна в муку. Тяжелый был труд.

 

А теперь много «умных», «сильных» машин пришли на помощь к людям.

-Какие вы знаете машины, которые помогают людям в поле? (трактора с плугом, сеялкой, с бороной, комбайны, грузовые машины) (Иллюстрация № 7).

 

Но люди мечтают о современных машинах, машинах будущего - электротрактор. Он работает от электричества и будет выполнять трудную работу, он - самоуправляемый и воздух не загрязняет. (Иллюстрация № 8). С годами росла и благоустраивалась деревня. На смену бревенчатым избам пришли кирпичные дома, дома из бетонных блоков. И деревня «Выползово» стала поселком. В районе нашего поселка имеются заводы. Блоки и панели для жилых домов производятся на ЖЕЛЕЗОБЕТОННОМ ЗАВОДЕ, (фото).

 

Для того, чтобы положить асфальт, необходимо работа завода НЕРУДНЫХ МАТЕРИАЛОВ, так как на этом заводе производится отсев щебенки для основы асфальтных дорог.

Для того, чтобы построить дом, вспахать поле, перевезти грузы, нужны машины. Л машину водит шофер, (рассказ детей о профессии шофера).

Но машины бывает ломаются и их отправляют на АВТОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД. Где у многих из вас работают родители, (рассказ детей). Много цехов на заводе. Каждый делает какую-нибудь деталь к машине. Потом все детали поступают в сборочный цех и здесь рабочие собирают машину.

 

В поселке построены не только дома, но и необходимые учреждения.

Все люди заботятся о воспитании детей. Поэтому построены ШКОЛЫ, ДЕТСКИЕ САДЫ - где работают учителя и воспитатели, (рассказ о работе учителя). В школе учитель учит детей писать, считать, читать. Труд учителя почетный и благородный. Учитель помогает школьникам не только получить знания и стать хорошим, полезным людям.

Для физического развития детей и взрослых работает ДВОРЕЦ СПОРТА. Большое внимание уделяется охране здоровья людей. Своё здоровье жители городка могут поправить в БОЛЬНИЦЕ и ГОСПИТАЛЕ, где тоже у многих работают папы и мамы, (рассказ детей о мед. сестре и враче).

Центром поселка является ДОМ КУЛЬТУРЫ. Это большое здание. В нем огромный зал для собраний, спектаклей, показа кинофильмов. Есть помещения для занятий в кружках. Работает большая библиотека. У Кристины мама работает в ДОМЕ КУЛЬТУРЫ художником (рассказ о маме-художнике).

 

В нашем поселке много МАГАЗИНОВ, где люди могут купить необходимую покупку. Какие вы знаете магазины? (обувь, одежда, продовольственный, хозтовары, овощной, хлебный).

Какие еще мы учреждения не назвали, которые необходимы людям. (Почта, ателье, столовая, парикмахерская, пожарная часть, газовая служба, депо).

За порядком в поселке следит МИЛИЦИЯ. У Жени пана часто следит за движением транспорта.

Здесь на посту в любое время

Стоит знакомый постовой

Он управляет сразу всеми

Кто перед ним на мостовой.

Никто на свече так не может

Одним движение руки.

Остановить поток прохожих

И пропустить грузовики.

(С.Михалков «Моя милиция»)

 

У многих из вас папы ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ. Как вы думаете, зачем они служат в Армии?

 

Чтобы мирно всем жилось

Чтобы мирно всем спалось

Каждый день и каждый час,

Зорко охраняет нас Армия Российская.

 

Пусть пулеметы не строчат

И пушки громкие молчат.

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть будет небо голубым.

Пусть бомбовозы по нему

Не прилетают ни к кому,

Не гибнут люди, города...

Мир нужен на Земле всегда.

(Н.Найденов)

 

Расстроился наш поселок, стал современным, и переименовали его в поселок ОЗЕРНЫЙ. А почему не трудно догадаться?

Потому что на территории нашего края, нашего района блестят зеркала больших и малых озер и рек. Они имеют очень причудливую форму с многочисленными притоками, заливами и островами.

-Какие озера вы знаете? (Михайловское, Великое, Едровское, Валдайское, Глухое, Пертечное, Шлено, Островиты, Истра, Белое).

 

-В озерах водится много рыбы. То-то раздолье здесь рыбакам.

-Какая рыба? (Платва, уклейка, ерш, карась, щука, окунь, налим, лещ, ряпушка, пескарь, карп, красноперка). Чем еще богат наш край? (Лесами, полями, дикими животными).

 

-А как должны мы относиться к этому богатству? (Бережно). Какие пословицы вы знаете?

  • Лес- богатство и краса, береги свои леса.
  • Береги леса, поля и реки, чтоб сохранилось все на веки.
  • Много леса, не губи; мало леса- посади.
  • Лес от ветра защищает, урожаю помогает.

 

Дарю вам на память альбом «Правила поведения в лесу».Чудесна природа нашего края. С любовью воспевал народ природу родной земли.

Дрожжин писал стихи, Алена прочитает их.

 

Привет тебе, мой край родной,

С твоими тенистыми лесами

С твоей великою рекой.

И необъятными полями.

Привет, тебе народ родной,

Герой труда неутомимый

Среди зимы и в летний зной

Привет, тебе мой край родной.

 

Всегда, вовсе исторические эпохи, трудящий человек своей работой преображал землю, на которой жил, делал ее краше, изобильнее, удобной для жизни.

(Дети садятся на стулья).

 

Вот и закончилось наше путешествие из прошлого в настоящее.  Дети! Мы рассмотрели, как жили и работали люди в давние времена, как изменился их труд и условия жизни. Но в народе сохранились давние традиции, встречать праздники песнями, плясками, играми в русских костюмах.

(Воспитатель надевает русский народный костюм).

 

Мы гордимся стариною,

Стала нам она родною.

 

Как у наших у ворот

Вьется, вьется ручеек.

Вьется, вьется ручеек

Собирается народ.

Игра в «Ручеек»


ДЕВИЦА: Молодцы дети!

А сказки народные вы любите? Расскажу вам я дети, да не сказку, а стихотворение, и даже не стихотворение, а песню, и вовсе не я, а другой раз и не здесь, а в группе, за столом за чайком, у русского самовара. Вот и всем потешкам конец. А кто слушал молодец!

Вот и закончилось наше путешествие из прошлого в настоящее.

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД