Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе ЗПР по художественной литературе - Ознакомление детей с новым жанром – басней. Чтение басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»
Цель. Познакомить детей с басней И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»;
- - учить детей понимать жанровые особенности басни, её отличия от стихотворения и рассказа;
- - подвести к пониманию аллегории басни, идеи;
- - воспитывать чуткость к образному строю языка басни;
- - развивать умение находить связь содержания басни с различными пословицами о труде;
- - связывать значение пословицы с определённой ситуацией;
- - понимать значение пословиц о труде, связывать значение пословицы с определённой ситуацией;
- - учить образно передавать содержание басни в игре - инсценировке.
Материал. Иллюстрации к басне, портрет И.А. Крылова, атрибуты для инсценировки басни – маска стрекозы и муравья; книга «Делу время, потехе час» - пословицы о труде.
Активизация словаря: труженик, рукодельница, мастер, беззаботный, легкомысленный, зима «катит в глаза», помертвело чисто поле.
Содержание.
-Ребята, посмотрите какая у меня в руках интересная книга с пословицами о труде!
-Ребята, что означает слово трудиться?
-Как можно назвать человека, который любит трудиться? (трудолюбивый, труженик)
-Вспомните, какими словами говорят о людях, которые многое умеют делать хорошо? (мастер своего дела, золотые руки, рукодельница.)
-Какие пословицы о труде вы знаете?
Без труда не выловишь и рыбки из пруда;
Долог день до вечера, коли делать нечего;
Большой говорун – плохой работник;
Лениться да гулять – добра не видать;
Дело мастера боится;
В большом деле и маленькая помощь дорога.
-Чему учат эти пословицы? (Ответы детей)
-Вы много знаете сказок, в которых герои умели и любили трудиться, а наградой было счастье, исполнение желаний. Назовите такие сказки («Госпожа метелица» братьев Гримм, «Золушка» Ш.Перро, «Дикие лебеди» Х.К.Андерсена).
Предлагаю детям сесть и послушать.
- Сегодня я познакомлю вас с новым жанром - басней. Басня – это короткая, поучительная история. Сказки и басни люди придумывали с давних пор. В баснях часто говорится о животных, но подразумеваются люди. Послушайте басню «Стрекоза и муравей», догадайтесь, что в ней высмеивалось?
Читаю басню, показываю детям к ней иллюстрации.
- О ком говорится в басне?
- О чём просила Муравья Стрекоза?
- Что ей ответил Муравей?
В басне рассказывается о Стрекозе и Муравье, а подразумеваются люди. Подумайте, о каком человеке можно было бы сказать, что он, как Муравей из басни (о трудолюбивом человеке, о труженике). А кого можно назвать Стрекозой? (легкомысленного, ленивого, беззаботного человека)
- Басня – это поучительная история. Чему учит басня Крылова «Стрекоза и Муравей»? (Ответы детей).
Эту басню написал Иван Андреевич Крылов (Демонстрирую портрет). Он написал много других басен, с которыми вы познакомитесь в следующий раз. Послушайте ещё раз басню Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и Муравей».
-В басне много интересных слов и выражений. Например: «зима катит в глаза». Что это значит? Как сказать по-другому? «Помертвело чисто поле». Что значит помертвело? Почему так говорят? Как сказать по-другому? «Злой тоской удручена» Как сказать по-другому?
Предлагаю детям разыграть басню по ролям. Дети выходят в игровую зону. Подчеркиваю, что необходимо правильно выбирать интонацию для выражения просьбы, насмешливого отказа, восторга.
-Вспомните, каким голосом просилась Стрекоза к Муравью?
-Подумайте, каким голосом говорила Стрекоза, когда рассказывала о летних забавах?
-Каким голосом должен отвечать Стрекозе Муравей?
Предлагаю детям интонационно точно и выразительно произнести реплики Стрекозы и Муравья. (Дети разыгрывают роли.)
Предыдущие статьи: