- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие в прошлое»
Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое»
Подготовила воспитатель II кв. кат. МДОУ д/с «Колокольчик» г. Ноябрьск ЯНАО
Цель: Продолжать учить организовывать игру на основе знаний, полученных из бесед, литературных произведений, просмотра мультфильмов, иллюстраций, комбинируя разнообразные события из жизни древних людей. Развивать правильное взаимоотношение детей в коллективе, согласовывать свои действия с действиями партнёров по игре, экологическое сознание. Воспитывать интерес и желание играть, доводить игру до логического завершения.
Коррекционная работа: Совершенствовать речевое общение детей в игре, расширять и обогащать словарь, поддерживать диалог в игре, развивать память, инициативу, воображение в принятии образа животного, используя имитацию его движений.
Словарная работа: Предметы: предок, глава, охотник, хранительница, шалаш, хижина, жилье, животные, детеныши, след, бивни, рога, копыта, когти, клыки, шкура, повадки, очаг, трение. Признаки: первобытный, меткий, мужественный, сильный, дружный, наскальный, опасный, хищный, неповоротливый, толстый, огромный, рогатый, густой. Действия: высекать, различать, загонять, собирать, готовить, метать, добывать, строить, тренироваться, доставать, носить, ухаживать, кормить, оберегать, глотать, жевать, охранять, нападать, притаиться, рычать, царапать.
Предварительная работа: Беседы «Как жили древние люди?», «Как животные помогали человеку?», «Сокровища древних пещер». Просмотр мультфильмов «Кот, который гулял сам по себе», «Ледниковый период». Слушание песни «Если б не было школ...». Чтение отрывков из произведений А.М. Волкова «Волшебник изумрудного города», Р. Киплинга «Слоненок», журналов «Открой мир с Воли!». Рассматривание иллюстраций животных, быта, живописи древних людей, знакомство с книгой А. Маккорда «Доисторическая жизнь». Ручной труд «Маска, я тебя знаю», «Шерстистый мамонт», «Летящее перо». Аппликация «Царство диких животных». Рисование «Украсим одежду узорами», «Охотники и рыболовы». Дидактические игры «Угадай, чья тень», «Доисторический зоопарк», «Подумай и ответь»; игры «Найди отличия», «Запомни кроссворд»; подвижные игры «Попади в цель», «Перепрыгни через ручей», «Охотники и звери», «Кто самый меткий?», «Полоса препятствий».
Оборудование: Фонограммы пения птиц, журчания воды (или искусственный фонтан), кость, игрушки древнего человека, мамонта, саблезубой кошки, коробка с одеждой древних людей, палки, мех, искусственная зелень, палочка и щепка (для «разведения» костра), камешки, картинки грибов, ягоды (фишки разных цветов), кедровые шишки, семена, скорлупа кокосовых орехов, ракушки, палочки для изготовления ложек, бечёвка, мишень, «стрелы», «копья» (из бросового материала), маски диких животных, шумовые музыкальные инструменты, следы животных, веревка (для ямы), куклы, меховая одежда для них, мелкие ракушки для бус, ожерелья, шнурки, строительный материал.
Организационный момент:
Воспитатель: Посмотрите, ребята, у нас в группе появилась какая-то кость! Кто бы её мог здесь оставить? (Предположения детей: собака, выбросить забыли и др.)
Дети: Да тут и нитка к ней привязана, давайте её смотаем и посмотрим, куда она нас приведёт. (Дети наматывают нить на кость и находят игрушки мамонта и древнего человека).
Воспитатель: Так вот кто хочет с нами поиграть! Посмотрите, а это что такое? (Рядом коробка с одеждой древних людей).
Дети: Это одежда древних людей.
Воспитатель: Необычная какая! Я вот это хочу примерить, а вам что понравилось? Скорее переодевайтесь! (Дети надевают одежду из меха, ленточек, цветов...)
Воспитатель: Не пойму, на кого мы похожи с вами?
Дети: На древних людей!
Воспитатель: А вы хотите оказаться в прошлом? Тогда нам нужно сказать волшебные слова, крепко закрыть глаза и мы окажемся в мире наших далёких предков. (Дети говорят волшебные слова: «Фунга, алафья, аше, аше» - 2-3 раза, закрывают глаза).
Ход игры:
Воспитатель включает фонограмму журчания воды, пения птиц.
Воспитатель: Вот мы и в прошлом. Посмотрите, вот горы, вот дремучий лес, вот река. Слышите, птицы поют, животные подают свои голоса. Красота, да и только. А из людей никого, только мы с вами - одна большая семья! Но нам нужно выбрать, кто в нашей семье будет папой - главой семейства, мамой - хранительницей очага, сыновьями, дочерьми. (Дети распределяют роли.)
Воспитатель: А где же мы будем жить? Тут не видно таких домов, как в нашем мире.
Дети: Нужно построить себе дом. Древние люди жили в пещерах, строили хижины из палок, бивней мамонтов, шкур животных, делали шалаши из веток.
Воспитатель: Тогда нам нужно найти из чего мы построим своё жилье. (Дети находят необходимый материал и строят жилище).
Воспитатель: Теперь нам не страшен ни дождь, ни ветер. Устали, посидеть хочется или полежать, только на голой земле холодно и не очень удобно.
Дети: Люди спали на ветках, траве, шкурах животных, потому что мебели не было.
Воспитатель: Что-то прохладно, вам не кажется? Наше жилище обогреть надо, а то замёрзнем. Кто-нибудь из вас взяли спички или зажигалку костёр развести?
Дети: Нет, детям нельзя их брать!
Воспитатель: И что теперь делать, замерзать?
Дети: Древние люди добывали огонь трением палочек или высекали его из камня.
Воспитатель: Тогда давайте не будем терять время и разведём огонь. К нему и звери дикие близко не подойдут, и очаг согреет дом. (Дети «разжигают» огонь, раздувают его).
Воспитатель: Что-то я проголодалась, пока мы работали. А продукты у нас есть?
Дети: Можно ягоды собрать, грибы, орехи, шишки, семена, на охоту сходить.
Воспитатель: Тогда мама - хранительница очага с дочерьми пусть подумает, из чего сделать посуду, да в лес сходят за дарами. (Девочки придумывают посуду из различного природного материала, «собирают» ягоды, шишки, грибы, готовят обед).
Воспитатель: А отцу нужно потренировать сыновей перед охотой, научить пользоваться оружием, чтобы они тоже стали настоящими охотниками? А какими они должны быть?
Дети: Сильными, меткими, отважными, мужественными.
Воспитатель: Тогда ищите, на чём вы будете тренироваться. (Мальчики находят мишень, бросают в неё копья, метают стрелы.)
Воспитатель: А что ещё древние люди делали перед охотой, чтобы она была удачной?
Дети: Они танцевали, изображали животных, на которых охотились и верили, что это им поможет в охоте.
Воспитатель: Тогда мы тоже должны совершить этот обряд. Как вы думаете, какие музыкальные инструменты были у древних людей?
Дети: Похожие на современные маракасы, барабаны.
Воспитатель: Тогда девочки будут играть на шумовых музыкальных инструментах, а мальчики-охотники – исполнять обрядовый танец.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто-то на земле оставил свои следы. Вы можете по следам определить, чьи они? (Дети разгадывают следы мамонта, саблезубого тигра, пещерного медведя).
Воспитатель: Звери здесь водятся огромные, а нас не так много, поэтому нужно придумать, где сделать яму, чтобы обхитрить животное, и как вы его будете загонять в неё. (Мальчики из верёвки имитируют яму, выкладывая круг на полу, шумят, загоняя зверя в яму. Девочки тем временем готовят обед, перебирают плоды, семена).
Воспитатель: Чей ребёнок проснулся и плачет? Может он проголодался или замерз? (Девочки кормят малыша, одевают ему меховую одежду).
Воспитатель: Я себе на память хочу украшения сделать, может кто-то из вас тоже попробует? (Девочки из ракушек, семян, бус собирают браслеты, делают подвески, серьги).
Воспитатель: Посмотрите, вот и охотники возвращаются с добычей. Теперь у нас будут запасы еды, да и одежду новую можно будет сшить.
Хранительница очага: Камни горячие, давайте обед готовить, садитесь к костру. Расскажите, как охота прошла? Сильно устали? Никого зверь не поранил? (Охотники рассказывают, что нашли следы, выкопали яму, загнали дикого зверя в неё, потом несли тяжёлую добычу).
Отец: А вы, дочери, чем занимались, чему научились? (Дочери рассказывают, что ходили в лес за ягодами, грибами, семенами, шишками. Делали посуду, украшения, нянчили малышей, помогали готовить обед, поддерживали очаг).
Воспитатель: Сегодня все постарались, и многое узнали, но нас уже заждались в нашем времени, пора нам домой возвращаться. Но сначала здесь нужно навести порядок, чтобы природу не нарушить. (Дети убирают пособия после игры.)
Воспитатель: А теперь закроем глаза, произнесём волшебные слова и мы окажемся дома. (Дети повторяют действия и слова.)
Воспитатель: Вот мы и дома, в нашей группе, но мы в любое время можем отправиться в путешествие в прошлое предков.
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста