"А ведь именно дети - князья чувств, поэты и мыслители. Уважайте, если не почитайте, чистое, ясное, непорочное , святое детство" Януш Корчак
Мир детства. Он находится рядом, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребёнка, говорит его голосом. Когда - то он был и нашим миром. Дети, независимо от возраста, вклбчаются в решение простых творческих задач: отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить. установить соответствие, смоделировать, сгруппировать любым удобным способом. Выполнение подобных упражнений вызывает у детей живой интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное - освоению способов познания. Наиболее эффективными игровыми пособиями являются блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, модели и т. д. Используя собранный материал педагога доп. образования нашего сада Комаровой Л.Д. работать с палочками Кюизенера можно начиная с младшей группы.
Игра " Найди такую же".
Цель: знакомство и закрепление знаний о цвете и длине.
Например: покажите палочку такого же цвета как у меня. Покажите палочку синего цвета и попросите найти такую же.
Игра " Строим дорожки". Цель: учить группировать предметы по цвету и длине.
Например: постройте дорожку из палочек красного цвета... Постройте дорожку из палочек голубого цвета. Какая дорожка длиннее? Какая короче? Постройте дорожку самостоятельно любого цвета.
Игра " Коврик для кошечки".
Цель: Закрепление знаний о цвете и длине.
Например: Найдите палочки жёлтого цвета, положите их рядом, одну под другую. У нас получился маленький коврик для кошечки.
Игра " Лесенка для зайки".
Цель: осваивается последовательная зависимость палочек по длине.
Мы по лесенке шагаем и ступеньки все считаем.
Все ступеньки до одной знаем в лесенке цветной.
Первая - это белый листок, вторая - розовый лепесток,
Третья - как голубой океан, четвёртая - словно красный тюльпан,
Пятая - жёлтый солнечный свет, шестая - сиреневый яркий букет,
Седьмая - чёрный пушистый кот, восьмая - вкусный вишнёвый компот,
Девятая - синий мой лимузин, десятая - оранжевый апельсин.
Игра " Поезд".
Цель: закреплять умение различать цвета и соотношение длины.
Например: Сейчас мы построим поезд, а палочки - это вагоны. Возьмите палочки голубого, красного и жёлтого цветов, присоедините их к друг другу как вагончики.
Игра " Построим забор".
Цель: закрепление умения выделять цвета и сравнивать по длине.
Например: Спрячем собачку за забором. Палочки в заборе должны быть одного цвета и одинаковой высоты.
Так же для работы с палочками Кюизенера можно использовать следующие задания:
- выложите на столе палочки, перемешайте их. Покажите по очереди белую, синюю, красну. и т.д.
- возьмите в правую руку столько палочек, сколько сможете удержать, назовите цвет каждой палочки.
- покажите не красную, не жёлтую...
- найдите закрытыми глазами в наборе палочки одинаковой длины.
- найдите и покажите палочку короче синей, чёрной... длиннее красной, жёлтой...
- возьмите 2 белые палочки, положите близко друг к другу, найдите палочку в наборе такой же длины.
С каждым годом задания, игровые упражнения усложняются, но умение детей рассуждать, думать, сопоставлять, сравнивать делает знакомство с элементарными математическими представлениями увлекательным.
Для успешной работы по формированию элементарных математических представлений педагогу необходимо выполнять некоторые заповеди:
- поощрять все усилия ребёнка и само его стремление узнать новое;
- избегать отрицательных оценок результатов деятельности ребёнка;
- сравнивать результаты работы ребёнка только с его же собственными достижениями.
Успехов всем нам в нашей работе!
- Литература: Л.Д. Комарова " Как работать с палочками Кюизенера"
- Е.А. Казинцева, Н.В. Померанцева, Г.В. Терпак " Формирование математических представлений"
- Л.М. Кларина, З.А. Михайлова "Разноцветные полоски. Играем в детском саду, дома и на улице"
- Игры - альбомы Б.Б. Финкельштейна, Э.Хвостова " Кростики", "Волшебные дорожки" и др.
Предыдущие статьи: