«Дружим с водой – дружим друг с другом»
Конспект занятия средней группе.
Оборудование:
1. Оборудование для игр с водой: ванная или большой таз
2. Желуди
3. Плавающие игрушки
4. Мелкие камни
5. Соломки для коктейля
Цель:
- развитие коммуникативных навыков: сотрудничества.
- умение строить партнерские отношения эффективной сферы: осознание своих чувств и чувств партнера.
- произвольной сферы: умение действовать по правилам, нравственной сферы, тонкой моторики руки.
Ход занятия:
1. Приветствие
Цель: Эмоциональный настрой на занятие, объединение группы, самовыражение, самопринятие, спонтанность.
Дети встают в круг, каждый поет какой-нибудь звук по знаку психолога.
2. Ассоциации
Цель: Развитие мышления, воображения, креативности, самораскрытие, произвольность поведения.
Дети рассказывают что они знают о воде, где она бывает, какая она бывает, о настроении воды, о своем настроении при общении с водой. Обсуждение правил
3. Пароход
Цель: Преодоление трудностей в общении со сверстниками, снятие психоэмоциональной напряженности, групповое единство, сплоченность, умение действовать по правилам
Дети сидят на стульчиках, ведущий «плывет» у них за спиной и выбирает кого-то из детей. Выбранный ребенок становится перед ведущим и ведет пароход по кругу, выбирая следующего и т.д. (руки лежат на плечах друг у друга, «плыть» нужно так, чтобы не разорвать цепочку).
4. Здравствуй, водичка!
Цель: Снятие психоэмоционального напряжения, расширение осознавания тактильных ощущений, креативность, объединение группы
Каждый ребенок придумывает свой способ «поздороваться» с водичкой (погладить, сжать, перелить и т.д.), а другие дети повторяют за ним. Каждый ребенок отвечает на вопрос о своих ощущениях: какая вода? Теплая или холодная, приятная – неприятная и т.д.
5. Учим рыбу плавать
Цель: Умение работать в паре, сотрудничество , умение соблюдать правила, умение управлять вдохом и выдохом
Дети разбиваются на пары, каждой паре психолог дает пластмассовую рыбку. Нужно дуть на рыбку так, чтобы она приплыла к партнеру.
6. Рисунок на воде
Цель: Дыхание, образное мышление, умение действовать по правилам, сотрудничество
Дети учатся с помощью трубочек для коктейля рисовать круги – рыбы на воде. Затем дети разбиваются на пары: им нужно нарисовать круги так, чтобы они «зацепились» друг за друга (встретились).
7. Превращения
Цель: Развитие креативности, спонтанности, невербального самовыражения, развитие коммуникативных навыков, рефлексия и проекция чувств, осознание своего эмоционального состояния и эмоционального состояния другого, развитие умения находить выход из трудных коммуникативных ситуаций, сплочение группы.
Дети погружают одну руку в воду. И по инструкции психолога рука «превращается» в разных рыб: камбалу, щуку, селедку. Рыбы плавают в воде, общаются друг с другом. Психолог комментирует ситуации общения, вместе с детьми ищет выход из трудных ситуаций. Одновременно проводит мониторинг эмоционального состояния в целом группы и отдельно каждого ребенка.
8. Камбала
Цель: Умение соблюдать правила, развитие тонкой моторики, развитие коммуникативных навыков
Психолог кладет мелкие камешки в воду. Дети погружают руку в воду (сначала правую, затем левую). Рука превращается в камбалу, которая живет на дне моря. Камбала должна очистить дно (собирая максимальное число камешков в руку)
9. Охота
Цель: Умение соблюдать правила, сотрудничество, умение действовать в команде, развитие тонкой моторики, воображение, креативность
Дети делятся на две команды. В воде плавают желуди. Психолог говорит, что желуди – это маленькие рыбки. А указательный и большой палец руки – это рот щуки. По сигналу психолога щуки начинают охоту. Каждая щука может поймать по одной рыбке за один раз. Чья команда быстрее поймает всех рыбок.
10. Прощание с водой
Цель: Снятие психо-эмоционального напряжения, рефлексия, развитие тактильной чувствительности.
Дети говорят о своем настроении воде, о том, что больше всего понравилось, что было трудно. Прощаются с водой: говорят о своих ощущениях ( какая теперь вода: теплая или холодная? Какое у нее настроение? ) и прощаются до следующего занятия прикасаясь к ней ладошкой.
Предыдущие статьи: