МААМ-картинки

Роль музея дошкольного учреждения в процессе формирования личности воспитанников

Роль музея дошкольного учреждения в процессе формирования личности воспитанников

Автор: Ожегова Юлия Юрьевна, заместитель заведующего по воспитательно-методической работе МДОУ «Д/с ОВ № 119» г.Братска

«Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания». Ф.Дзери


Процесс становления Человека сложен и многогранен. Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница в жизни каждого человека, это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка, это начальная ступень образования нашего общества. Именно поэтому, на него возлагается огромная ответственность по созданию условий для плавного вхождения в социальный мир, формированию способностей, основанных на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, приобретенным благодаря обучению и воспитанию.

В основе работы дошкольных учреждений лежит идея становления социальной адаптивности детской личности. В ней отражаются достижения в развитии социального мышления, речи, общения, социальных мотивов и эмоций, направленных на другого человека и самого себя. От развития эмоциональной сферы и социальной адаптивности во многом зависит успешность вхождения ребенка в мир человеческих отношений, возможность адаптации к детскому саду и школе, способность строить конструктивные отношения со взрослыми и сверстниками.

Огромную роль в этом играет создание специальных условий в процессе реализации воспитательно-образовательной работы с воспитанниками.

К таким условиям можно отнести:

  • систему педагогических воздействий, направленных на приобщение ребенка к культуре общества,
  • предметно-развивающая среду, включающую центры духовно-ценностной ориентации,
  • включение детей в непосредственное общение со сверстниками, взрослыми, позволяющее реализовывать, как коммуникативные, так и познавательные потребности.

Дошкольные образовательные учреждения активно осуществляет работу по социальному развитию дошкольников и созданию необходимых условий. Решая вопрос центров духовно-ценностной ориентации в детском саду, в группах организовываются не только уголки Родины, краеведческие уголки, но и создаются единые центры – этнографические музеи дошкольных образовательных учреждений.

Рассматривая понятие музея, необходимо отметить, что большинство исследователей определяют музей как социальный институт через выполняемые им социальные функции. В сфере международного общения часто используется определение, данное в Уставе Международного совета музеев: «Музей– постоянное некоммерческое учреждение,призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и среде его обитания в целях образования, а также для удовлетворения духовных потребностей».

Основная миссия музеев заключается в сохранении нашего достояния, передаче его будущим поколениям, в образовании и воспитании музейных посетителей. Находясь в обществе и осуществляя свою деятельность для общества, музеи соотносят ее с культурными потребностями людей. Музей занимает особое место в системе производства и распространения социально ориентированных ценностей. Музеи, по сути, это учреждения духовной сферы, отражающей взгляды общества на собственное развитие. По своей природе и полномочиям музеи и отражают общество.

Социальные функции музея реализуются в процессе музейной деятельности. В отечественной и зарубежной музееведческой литературе выделяют следующие социальные функции:

В качестве основной социальной функции выделяется функция образования и воспитания, которая основывается на информативных возможностях музейных предметов, их способности оказывать эмоциональное воздействие, и направлена на выполнение образовательных, пропагандистских, нравственно-воспитательных, эстетико-воспитательных задач.

Основной целью работы этнографического музея является приобщение детей к истокам русской народной культуры, формирование духовных и нравственных качеств у подрастающего поколения.

Однако, эта цель может быть реализована лишь при  активном участии не только педагогов детского сада, но и родителей воспитанников, то есть музей должен стать результатом совместной деятельности администрации образовательного учреждения, его педагогов, родительской общественности и воспитанников.

В ходе деятельности музея решается ряд задач:

В ходе организации музея дошкольного учреждения  возникает необходимость в обновлении методов и организационных форм образовательно-воспитательного процесса, отборе содержания.

Возникает вопрос и о профессиональной компетентности самих педагогов в вопросах реализации музейной педагогики. Анализ музееведческой литературы показывает, что музейные педагоги являются своего рода посредниками между детьми и музейными предметами. Благодаря им осуществляется процесс общения ребят с «реальными вещами», постигается «язык вещей» и передаются знания о музейном предмете. Безусловно, такое сотрудничество не только социализирует, т.е. готовит к активной общественной жизни детей в различных сферах социальной жизни. Оно способствует оптимизации понимания личности детей, проявлению внимания и окружению заботой с ориентацией на те нормы и ценности, которые приняты в цивилизованном современном обществе.

Наряду с этим, в ходе работы с воспитанниками, в рамках музея, необходимо обозначить важность формирования культуры посетителя-ребенка, трактуемое как степень его подготовленности к восприятию предметной информации музея, осознание ценности экспонатов и специфичности музейного языка, умение ориентироваться в музейной среде и пр. В широком смысле музейная культура – это наличие у ребенка музейного отношения к действительности, которое выражается в уважении к истории и умении оценивать в реальной жизни предметы музейного назначения.

Таким образом, работа музея дошкольного учреждения представляет собой систему мероприятий с использованием разных форм работы, осуществляемых по нескольким направлениям:

  • - консультации,
  • - семинары,
  • - практикумы,
  • - изучение методической, музееведческой, энциклопедической литературы,
  • - обмен опытом,
  • - взаимопросмотры и пр.,
  • - занятий по ознакомлению с окружающим,
  • - занятий в рамках педагогических проектов,
  • - экскурсий в музей,
  • - вечеров сказок,
  • - дидактических и творческих игр,
  • - игр с народными игрушками,
  • - передвижных выставок в группы детского сада,
  • - использования экспонатов музея на занятиях, при организации режимных моментов,
  • - праздников, развлечений,
  • - тематических дней,
  • - посещение выставок детьми и педагогами,
  • - пополнение музея иллюстрационными и информационными материалами,
  • - изучение научно-методической литературы о создании музея, формах работы,
  • - изучение научно-исторической литературы.

Такая система работы музея, позволит формировать у детей такие качества, как социальная активность, нравственность, гуманистическое отношение к человеку, познавательную активность, умение планировать, умение находить и передавать информацию.

Таким образом, музей дошкольного учреждения, с его особой, неповторимой средой, является условием и средством успешности психического и социокультурного развития детей. Принципы организации музейной педагогики позволяют использовать методы интерактивного освоения окружающего мира, что дает возможность наиболее эффективно стимулировать желание детей по-другому видеть, слышать, чувствовать, где искусство и история выступают в качестве мощного социализирующего фактора, способствующего становлению и повышению общей культуры, развитию ценностных ориентаций. И все вышесказанное нами, подтверждает, что музеи по своей природе и полномочиям отражают общество. Музеи стремятся к тому, чтобы вносить свой вклад в социальное развитие и культурное разнообразие общества и его подрастающего поколения.

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД