Развитие познавательной сферы дошкольников на материале народного творчества.
Методическая разработка
Пояснительная записка.
Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего развития, подготовки к школе.
Почему необходимо развивать познавательную сферу дошкольников на материале народного искусства? Народное искусство как проявление творчества близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему.
Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества - одно из главных условий полноценного нравственного воспитания ребёнка и развития его творческих способностей
Цель: активизация познавательных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
В системе развития познавательной сферы выделены два этапа работы.
Задачи 1 этап:
- познакомить с жанровыми особенностями сказок, малых фольклорных форм; с принципами композиции;
- способствовать возникновению интереса к языковым средствам выразительности;
- учить придумывать сказки с использованием традиционных приёмов повествования;
- формировать навыки самостоятельного творческого рассказывания.
Задачи 2 этап:
- формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам декоративно-прикладного искусства, воспитывать желание заниматься подобной деятельностью;
- учить различать характерные особенности изделий различных народных промыслов;
- учить создавать выразительные узоры на бумаге и предметах; воспитывать при этом чувства формы, цвета, симметрии.
Материалом для занятий служат русские народные сказки, малые формы фольклора, предметы декоративно-прикладного искусства.
Развитие познавательной сферы дошкольников осуществляется через разнообразные формы организации занятий. На занятиях дети учатся пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать загадки и небылицы, учатся приёмам декоративного рисования.
Занятия включают в себя игры и упражнения на развитие познавательных функций, воспитание нравственно-волевых качеств; решение проблемных ситуаций.
Вместо «физкультурной минутки» на занятиях вводятся элементы психогимнастики по содержанию произведения, суть которых заключается в разыгрывании пантомических этюдов.
Ознакомление детей с народным творчеством ведётся по нескольким направлениям:
Организационный блок- создание предметно-развивающей среды; сбор наглядных и аудиовизуальных средств (картины, фото, художественная литература и т.д.).
Технологический блок – разработка конспектов занятий, дидактического материала.
Содержание программного материала рассчитано на два года. Система занятий предусматривает проведение одного занятия в неделю, продолжительностью 30-35 минут.
Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование. Это способствует хорошему усвоению программы детьми. После каждого занятия детям предлагается домашнее задание, которое они выполняют с родителями (чтение сказок, былин, изготовление поделок и т. п.)
Методическая разработка может быть использована как в системе дошкольного образования, так и при организации кружковой работы.
Предыдущие статьи: