Приложение МААМ

Педсовет на тему: «Ребенок – полноправный партнер в условиях сотрудничества».

article363.jpg

Педсовет на тему: «Ребенок – полноправный партнер в условиях сотрудничества».

Созидание правового пространства –

ключевая задача педагогического коллектива детского сада.

Только признавая неповторимость личности каждого ребенка, уважая его интересы,

потребности, мы сможем вырастить созидателя,

творца, личность, ответственную за свои поступки.

Д. Гранд, Исполнительный директор ЮНИСЕФ

Цели:

  1. уточнить, закрепить и углубить знания педагогов о правах человека;
  2. систематизировать знания по осуществлению прав ребенка в ДОУ и в семье;
  3. раскрыть содержание правового воспитания в разных педагогических программах;
  4. развивать у участников инициативу, творчество при выполнении заданий.

Форма проведения:

деловая игра.

Ведущие:

старший воспитатель, заведующая.

Ход игры:

Вед: Дошкольное учреждение строит таким образом, чтобы идеи и принципы Конвенции по правам ребенка усваивались не только в их правовом содержании, но и становились нравственной основой общения, регулятором жизнедеятельности.

Реализация Конвенции предполагает, прежде всего, работу педагогического коллектива. Мы использовали разные диагностические методики. Предложили воспитателям ответить на ряд вопросов с целью понимания проблемы и определить дальнейшее направление работы (Прилагается анкета №1).

Формирования правового сознания у детей только силами дошкольного учреждения невозможны. Решение этих задач предполагает сотрудничество ДОУ и семьи. Поэтому важно знать, как относятся члены педагогического коллектива к привлечению родителей к совместной работе (Прилагается анкета№2).

Также воспитателям предложили определить, какие методы работы с детьми они считают наиболее эффективными (Прилагается анкета№3).

Педагогам было предложено назвать личностные качества и педагогические умения, которые, с их точки зрения, необходимы в общении с родителями (Прилагается шкала самооценки).

Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную.

Рекомендуется проводить:

  1. ролевые, театрализованные, дидактические игры;
  2. игры и упражнение на развитие эмоциональной сферы, эмпатии (способность человека понимать состояние других людей, сопереживать, сочувствовать им), коммуникативных навыков и умений.

Организовывать:

  1. проблемно-поисковую деятельность детей (работа в группе по решению ситуаций и задач, разработка совместно с воспитателем проектов и т.п.);
  2. продуктивные виды деятельности (изготовление эмблем, плакатов и т.п. их презентация).

Информация для воспитателя.

  1. В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, можно использовать сказки, стихи, пословицы, поговорки и т. п. Однако знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно – ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия мира сказок, к осуждению положительных героев и оправданию злодеев.
  2. Не рекомендуется в работе с дошкольниками использовать без соответствующей адаптации учебно-методические пособия по гражданско-правовому воспитанию, предназначенные для начальной школы.
  3.  Формирование основ правового сознания дошкольников нельзя к простому заучиванию статей документов и отдельных прав и свобод человека.

Какие задачи ставят педагоги?

  1. Познакомить детей соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
  2. Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.).
  3. Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.).
  4. Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
  5. Разъяснять общественные нормы и правила поведения.

Для решение поставленных задач была организованна работа в трех направлениях: с педагогическими кадрами, родителями и детьми.

Первый этап: «Создание эмблемы групп»

Домашнее задание, воспитатели должны были придумать и оформить эмблемы по правам ребенка своей группы.

Второй этап: «Команда и капитан».

Формируются две команды. Командам дается задание придумать название команды, защитить его и выбрать капитана.

Третий этап: «Пойми меня».

Команды выстраиваются. Ведущий называет капитанам по одному правовому термину (право, свобода, закон, Конституция, ответственность, Конвенция, обязательства). Капитан описательно объясняет термин, стоящему первому, не называя термин, не используя ни жестов, ни рисунков. Игрок пишет на листе слово, не произнося его в слух, затем рассказывает следующему о термине. На передачу задания дается 1 минута.

Если вся команда назвала термин правильно и уложилась в указанное время, каждому игроку присуждается по 1 баллу (баллы суммируются). Если команда уложилась в срок, но не все отгадали термин, присуждается столько баллов, сколько игроков ответили правильно. Если термин не отгадан, команда не получает ни одного балла.

Четвертый этап: «Адвокатская контора».

Приводятся примеры задач, связанные с игровой деятельностью детей, проанализировать поведение взрослого и подвести итоги решения ситуации.

Каково содержание мотивов поведения дошкольника?

Как влияет на развитие личности ребенка его общение со сверстниками и взрослыми?

1.Мама моет посуду. Маша (4 года) стоит рядом, наблюдает, а затем обращается к маме: «Я смогу также вымыть посуду. Разреши мне».

Ответ. Поведение ребенка связано с осознанием собственного «я».

2.Нина (5 лет) постоянно обрывала цветы, растущие в ящике на балконе. Мама рассказала об этом воспитателю. Воспитатель обратился к детям: «Тот, кто хорошо дома ухаживает за растениями, получит в подарок семена красивых цветов». Ребята стали наперебой просить семена, а Нина, опустив голову, молчала. Когда вечером пришла мама, дочь бросилась ей навстречу: «Мамочка, не говори, что я обрывала цветы. Я больше не буду!»

Ответ. В приведенном примере ребенок осознал свое поведение.

Проанализируйте действие воспитателя.

Дети играли в игру «Не замочи ноги». Надо было перейти болото, используя специальные дощечки, перепрыгивая с одной на другую. Не у всех ребят получалось хорошо. И у Данила тоже. Он всегда был последним, что его очень огорчило.

Воспитатель сказала, что этому можно научиться, если он постарается. Данил дома попросил папу научить его хорошо прыгать.

Ответ. Воспитатель учел развивающееся самосознание ребенка и подсказал ему путь совершенствования своих возможностей.

Какие качества личности воспитываются у детей в приведенном примере?

Проанализируйте действие воспитателя.

Дети играли в игру «Магазин». Около продавца выстроилась очередь. Интересно было наблюдать за поведением детей в очереди.

Милана захотела стать старушкой. Она надела платок, взяла палочку в руку, сгорбилась и сказала: «Я - бабушка». Руслан, не хотевший никого пропускать, спросил: «Старенькая, да?»

- Конечно, бабушки всегда старенькие,- ответила Милана.

- Тогда становись впереди меня. Бабушек надо пропускать,- рассудительно заметил Руслан.

Воспитатель похвалила мальчика: «Молодец, Руслан, хорошо поступил».

Ответ. В игре «Магазин» у детей воспитываются чуткость, предупредительность, уважение к старшим.

Воспитатель косвенно влияет на игру, вызывая у детей желание, поступать правильно.

Пятый этап: инсценировка спектакля «Я и мои права».

Команды по очереди выбирают карточки, на каждой написано право Конвенции (Эти сведения не разглашаются).

Команды показывают свой спектакль, используя звуковые, музыкальные и танцевальные приемы, но без слов. Педагоги проявляют смекалку и артистичность. Время показа – не более 3 минут.

Выступление обсуждается, все отгадывают, какое право инсценировано.

  1.  Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечение тех, кто обеспечит тем наилучший уход.
  2.  Дети имеют право на медицинский уход.
  3.  Дети имеют право на отдых.
  4. Дети имеют право на бесплатное образование.

Порядок выступление команд произвольный.

Шестой этап: «Отгадывание кроссвордов».

Командам даются кроссворды. (Приложение).

Седьмой этап: «Какая статья в сказке».

  • «Красная шапочка» - ст.3 (неприкосновенность);
  • «Летучий корабль» - ст.16 (право человека создать семью);
  • «Что дороже соли?» - ст.19 (право на убеждение);
  • «Кощей Бессмертный» - ст.17 (право на имущество).

Восьмой этап: «Дидактические игры на правовое воспитание».

1.Игра, знакомящая детей со службами экстренной помощи.

«Если возник пожар». Проводит старший воспитатель.(См. Ребенок в детском саду№4-2002г.)

2.Игра, формирующая умение оценивать других с позиции доброжелательности.

«Шире, шире круг». Проводит старший воспитатель.

«Угадай, кто это». Проводит музыкальный руководитель.(См. Ребенок в детском саду№4-2002г.)

3.Игра, способствующая адаптации человека в социальном мире.

«Поводырь». Проводит инструктор по ФИЗО.(См. Ребенок в детском саду№4-2002г.)

«Колобок». Проводит музыкальный руководитель.

Подведение итогов по конкурсам.

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД