Папки-передвижки

Проблемы и особенности развития связной описательной речи у дошкольников с ОНР

29 ноября 2011 в 19:00 - Елена Игнатова

Развитие связной речи является наиважнейшим условием успешности  ребёнка обучения в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащиеся могут давать развёрнутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, писать программные изложения и сочинения.


Современные дети много времени проводят за компьютерами, слышат с экранов телевизоров агрессивно – примитивную речь реклам, боевиков, зарубежных мультфильмов. В результате чего у них не развивается связная монологическая речь, что мешает успешному обучению в школе.

Сложную организацию связной речи и необходимость специального дошкольного речевого развития не раз подчёркивали А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба, а Л. П.Федоренко писала: «Начинать учить монологу в школе поздно: предварительные навыки монологической речи надо развивать до школы» [11,с.138].


Монологическая речь наиболее  сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развёрнутостью, поскольку необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучшей памяти,напряжённого внимания к содержанию и форме речи. Опираясь на логически  более последовательное мышление, чем в процессе диалога, разговора, монологическая речь  сложнее и в лингвистическом отношении. Чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться распространённые предложения, более точный словарь.


  В старшем дошкольном возрасте одним из основных видов, в котором осуществляется монологическая речь, является описание. Описание – особый вид связной монологической речи.  Коммуникативная задача высказывания –описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства  которого раскрываются в определённой последовательности. [5,с. 59]


Занятия по обучению описанию предоставляют большие возможности для разностороннего воздействия на познавательное развитие детей, формирование их речемыслительной деятельности. Они способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, а также внимания, памяти, наблюдательности. Уточняются представления детей об окружающих предметах, происходит активное расширение словарного запаса. Дети учатся умению выделять и сопоставлять существенные признаки предметов использовать для  их обозначения  нужные лексемы, предложения в связное последовательное высказывание.


Формирование описательной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи (ОНР) [6, с.4]. У детей данной группы наблюдается недоразвитие основных компонентов языковой системы (фонетико – фонетического, лексического и грамматического) и недостаточная сформированность как произносительной (звуковой), так  и семантической (смысловой) сторон речи.Наличие у детей вторичных отклонений в развитии высших психических процессов(восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные трудности в овладении связной описательной речью.


Для высказывания этих детей характерно:

  • Перечисление признаков предметов в любой последовательности.
  • Нарушение связности, незаконченность микротем.
  • Возвращение к ранее сказанному.
  • Беспорядочное перечисление деталей предметов.
  • Отчётливо выраженные лексические  затруднения.
  • Недостатки в грамматическом оформлении тем.


В данной статье предлагается система работы, наиболее адекватные пути и способы формирования у детей с общим недоразвитием речи описательного монолога.

На первом году обучения детей с общим недоразвитием речи третьего уровня перед логопедом ставятся следующие задачи:

Формирование умений выделять существенные признаки  и основные части предметов, использовать для их определения развёрнутые фразы – высказывания.

Формирование обобщённых представлений о построении описания предмета.

Овладение детьми языковыми средствами,необходимыми для составления связных высказываний в форме описания.

Практическое усвоение навыков описания предметов путём  тренировочных упражнений.

Для создания мотивационного фона, способствующего усвоению детьми навыков описательной речи, широко используются различные формы, методы и приёмы работы:

Образец рассказа.

Предваряющий план.

Составление коллективного плана.

Прием параллельного описания.

Создание проблемной ситуации.

Дидактические игры.

Игры – соревнования.

Игровые ситуации.

Игры – лото.

Сюрпризные моменты.


На основании материалов обследования детей был составлен перспективный план работы на год с учётом последовательности изучения лексических тем, соответствующих программе обучения детей этой возрастной группы.

Перспективный план работы  по развитию описательной речи у детей с общим недоразвитием речи в старшей группе.

Первый период обучения: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Соотнесение предмета с его графическим изображением.

Дидактическая игра «Предмет и изображение».

Узнавание предмета по его описанию и перечисление признаков, по которым узнал предмет.

Игра – лото «Игрушки».

Игра – лото «Одежда».

Игра – лото «Овощи».

Игра – лото «Фрукты».

Узнавание предметов по описанию в ритмизированной форме.

Игра – соревнование «Кто больше отгадает загадок».

Соотнесение предметов с геометрическими формами, цветом, величиной с последующим объяснением.

Игровое упражнение «Расставь правильно овощи».

Игровое упражнение «Расставь правильно фрукты».


Второй период обучения: декабрь, январь, февраль, март.

Описание предметов по вопросам логопеда с опорой на предваряющий образец.

Мебель.

Зимующие птицы.

Описание предметов по предваряющему плану с опорой на схему последовательности изложения.

Овощи и фрукты.

Зима.

Зимняя одежда.

Ранняя весна.

Составление описательных рассказов приёмом параллельного описания предметов.

Описание двух кошек.

Описание двух собак.

Описание зайца и белки.

Описание гуся и утки.

Описание предметов по коллективно составленному плану.

Транспорт.

Предметы туалета.

Составление описательного рассказа по выполненному рисунку.

Мой портрет.

Ранняя весна.


Третий  период: апрель, май.

Описание предметов по памяти.

Моя любимая игрушка.

Магазин (заказы по телефону).

Зоопарк (объяснить, какого животного хотели бы увидеть).

Сравнительное описание предметов.

Ложка и вилка.

Ласточка и кукушка.

Тюльпан и сирень.

Зима и весна.


В соответствии с перспективным планом вся работа проводится в три этапа,которые соответствуют периодам коррекции речи детей с общим недоразвитием речи.На первом этапе  обучения основное внимание уделяется развитию у детей целенаправленного  сенсорного восприятия и элементарного анализа воспринимаемого предмета, формирование установки на использование фразовой речи при ответах на вопросы логопеда, овладение необходимыми лексико –грамматическими средствами.


Работа на этом этапе включает:

Упражнения на узнавание предмета по его описанию.

Сравнение предмета по существенным признакам.

Упражнения на составление словосочетаний и предложений с опорой на зрительное и тактильное восприятие.

Узнавание предмета по его описанию проводится  в игровой форме с использованием игр – лото, игрушек. Дети получают карточки с изображением нескольких предметов той или иной тематической группы. Логопед даёт развёрнутое словесное описание одного из предметов. Дети, у кого имелось изображение предмета, закрывают его фишкой, а затем отвечают на вопросы, направленные на выделение отличительных признаков предмета (цвет, форма, величина, характерные особенности). Для игр – лото берутся следующие лексические темы: игрушки,одежда, овощи, фрукты.


Аналогично проводится работа с пособием«Предмет и его изображение». Ребёнок должен соотнести объёмную модель предмета с его графическим изображением на карточке.

Упражнения в отгадывании загадок,включающих ритмизированное описание предметов, как с опорой на наглядность,так  и без неё, проводятся тоже в игровой форме. После отгадывания загадок дети отвечают на вопросы, связанные с выделением признаков предмета, о которых говорилось в загадке.


Большая помощь по этому виду работы должна отводиться работе воспитателей  с детьми. Они, по заданию логопеда, в вечернее время работают над загадками,объединяя несколько загадок в одну, чтобы было как можно больше признаков предмета.


Например:

Мохнатенькая, усатенькая, Мягкие лапки,

Молоко пьёт, песни поёт. А в лапках царапки.

Эти загадки объединяются в одну:

Мохнатенькая, усатенькая.

У неё лапки, а в лапках царапки.

Она молоко пьёт и песни поёт.

Круглое, румяное, Само с кулачок,

Я расту на ветке. Красный бочок.

Любят меня взрослые, Тронешь пальцем –гладко,

Любят меня детки. А откусишь– сладко.

Круглое,румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

Любят меня детки.

А само я с кулачёк.

У меня красный бочок.

Тронешь пальцем -  гладко,

А откусишь – сладко.


При проведении упражнений на сравнение  предметов предварительно уточняются понятия формы, цвета, величины и других отличительных признаков. Затем в форме игры и игровых упражнений сравниваются предметы по существенным признакам.

Например, в игре «Расставь правильно овощи и фрукты» логопед раздаёт детям картинки с изображением овощей и фруктов.Затем  на доске выставляются геометрические формы: круг, овал, треугольник. Ребёнок ставит свою картинку к соответствующему предмету геометрической формы.


К кругу – яблоко, апельсин, помидор,капусту, лук.

К овалу – лимон, сливу, огурец,картофель, баклажан.

К треугольнику – грушу, морковь.


Аналогично проводятся игры на различение цвета, величины, вкуса. После того, как дети расставили картинки к нужному условному обозначению, они отвечают на вопрос логопеда о том, почему, например,поставил баклажан к овалу.

На втором этапе обучения основная задача по развитию связной описательной речи – научить составлять описательный рассказ по предварительному плану и образцу.

 Чтобы подвести детей к описанию предметов по предваряющему плану, несколько занятий проводятся по описанию предметов по вопросам. Для описания по вопросам подбираются предметы с ярко выраженными признаками. Составление описания по вопросам предваряется образцом, который даёт логопед.


Например. « Это лимон. Лимон  жёлтого цвета. По форме лимон овальный. На ощупь  твёрдый. На вкус лимон кислый.Растёт он на дереве. Лимон это фрукт».

Такой образец даёт детям обобщённое представление о форме высказывания – описания и ориентирует на развёрнутые фразовые ответы.

При затруднении в составлении ответов используется приём дополнения предложения начатого логопедом с последующим повторением ребёнком всей фразы.

После проведения таких занятий переходим к описанию предметов по предваряющему плану. На этих занятиях даётся установка, как строить описание предмета. Описание состоит из трёх частей. В первой части нужно назвать объект описания. Во второй части перечислить признаки предмета в указанной последовательности. В третей части сказать, к какой лексической группе принадлежит предмет или назначение предмета.  Но детям с ОНР сложно запомнить последовательность описания признаков, поэтому предлагается схема последовательности описания признаков предмета. Она состоит из 5 – 6 карточек с условным изображением качества предметов.


Например, для описания овощей и фруктов эта схема состоит из 5 карточек:

Какой овощ или фрукт по форме (изображение геометрических фигур: круга, овала, треугольника).

Каков он по цвету (изображение пятен основных цветов).

Каков на вкус (изображение лимона и конфеты).

Где растёт (изображение грядки или дерева).

Что можно из него приготовить(изображение посуды).


На таких занятиях, как правило, представляется сразу ряд предметов, которые нужно описывать. Объект описания выбирается либо педагогом, либо самим ребёнком (в зависимости от задач занятия и степени подготовленности детей).

Эффективным, при обучении детей с общим недоразвитием речи, является приём параллельного описания логопедом и ребёнком двух однотипных предметов, когда логопед, а вслед за ним и ребёнок составляют описание предмета по частям, называя одни и те же признаки, но с небольшими различиями. Такой приём используется как в начале обучения самостоятельному описанию, так и при необходимости в дальнейшем, особенно в работе с детьми, которые испытывают наибольшие затруднения в запоминании последовательности плана описания. Приём параллельного описания предметов по частям применяется также в варианте, когда описание составляется двумя детьми (с учётом их индивидуальных возможностей).


По мере усвоения детьми навыков описания по плану, предложенному логопедом, нужно перейти к формированию навыков планирования небольшого по объёму описания. Вначале проводится коллективное составление плана. Логопед задаёт вопрос детям:

О чём расскажем  в начале?

Что мы расскажем об этом предмете, какой он?

Чем закончим рассказ? и др.

Затем, перед составлением описания,предлагается ребёнку сказать, о чём он будет говорить, используя ранее усвоенную схему (Я скажу, как называется предмет, какой он формы, цвета,величины, из чего сделан, для чего нужен).

 Не менее эффективным  приёмом при обучении детей с ОНР  высказыванию –описанию, является приём  описания предмета по выполненному рисунку.


Например: «Моя любимая игрушка», «Наши верные друзья». Дети рисуют на заданную тему, а затем каждый ребёнок составляет описательный рассказ по своему рисунку, опираясь на план  предложенный логопедом.

Включение предметно – практических действий в процесс обучения детей связной описательной речи способствует закреплению представлений об основных свойствах предметов, а также повышает интерес детей к занятиям.


Основными задачами третьего этапа обучения являются:

Закрепление ранее полученных навыков описания предмета без опоры на наглядность.

Подготовительная работа к сравнительному описанию двух предметов.


По мере усвоения детьми навыков описания непосредственно воспринимаемых предметов, необходимо перейти к описанию предметов по памяти.

Занятия проводятся в игровой форме, что повышает интерес детей к этим занятиям.

Например, в игре «Магазин» дети звонят по телефону и спрашивают  продавца, есть ли у них предмет данной формы, величины, цвета, назначения и т.д. Если такой предмет есть, продавец отдаёт его. Кроме того, продавец может уточнить некоторые признаки предмета, если дети их не назвали. Сначала роль продавца берёт  на себя логопед, а затем  уже дети.


В конце первого периода обучения проводится специальная подготовительная работа к сравнительному описанию двух предметов. Она включает в себя различные речевые упражнения на основе сравнения натуральных предметов, муляжей или их иллюстраций.


Используются следующие виды  работ:

Упражнения в дополнении предложений,начатых логопедом, нужными по смыслу словами, обозначающими признак предмета (У гуся шея длинная, а у утки ….).

Составление предложений по вопросам типа: «Каковы на вкус лимон и апельсин?»

Упражнения в выделении и обозначении контрастных признаков двух предметов, связанных с их  пространственными характеристиками (апельсин большой, а мандарин маленький, дерево высокое, а куст низкий, река широкая, а ручей узкий).

Последовательное выделение ряда признаков, отличающих между собой предметы одной группы (ель и берёза, тюльпан и сирень).

Обозначение противоположных признаков словами – антонимами без опоры на сам предмет в игре с мячом.Логопед бросает мяч ребёнку и называет признак предмета, ребёнок возвращает мяч и называет противоположный признак (горячий – холодный, старый – молодой, низкий – высокий и т.д.)

Помимо отдельных упражнений для формирования первоначальных навыков сравнительной характеристики используется приём параллельного описания двух предметов педагогом и ребёнком (описание ложки и вилки, ласточки и кукушки, коровы и козы).

Работа по формированию связной описательной речи продолжается в подготовительной группе в соответствии с предлагаемым перспективным планом.

Перспективный план работы по развитию связной описательной речи у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе. 

 Первый период обучения: сентябрь, октябрь,ноябрь.

Описание предметов по предваряющему плану с опорой на схему последовательностиизложения.

Описание овощей.

Описание фруктов.

Описание ягод.

Осень.

Составление описательных рассказов приёмом параллельного описания предметов.

Описание разных видов транспорта.

Перелётных птиц.

Описание предметов по коллективно составленному плану.

Одежда.

Домашние птицы.

Составление описательного рассказа по выполненному рисунку.

Осень.

Моя любимая игрушка.


Второй период обучения: декабрь, январь, февраль, март.

Описание предметов по коллективно составленному плану.

Зимующие птицы

Моя любимая профессия.

Жилище.

Составление описательного рассказа по выполненному рисунку.

Праздник ёлки.

Посуда (все виды).

Сравнительное описание.

Осень – зима.

Мебель.

Птицы (все виды).

Составление описательного рассказа по картинке.

Зима.

Зайцы в зимнем лесу.

Описание предметов  по памяти.

Магазин школьных принадлежностей.

Магазин инструментов.


Третий период.

Составление описательного рассказа одного предмета несколькими детьми «по цепочке».

Головные уборы.

Предметы туалета.

Сравнительное описание предметов.

Зима – весна (одним ребёнком).

Грибы (одним ребёнком).

Весенние цветы (одним ребёнком).

Описание предметов по коллективно составленному плану.

Насекомые.

Деревья весной.


В результате занятий, проведённых поданной системе обучения детей связной описательной речи, улучшается информативность и связность детских высказываний, также их лексико –грамматическое оформление. Примечательно,  что дети стали включать элементы описания в другие виды развёрнутых высказываний – при пересказе, составлении рассказов из личного опыта и др.

Применение облегчающих и активизирующих приёмов обучения при условии направленной помощи педагога, тренировочных упражнений, широкого использования игровых форм занятий способствует успешному усвоению детьми с общим недоразвитием речи навыков описания.


Михайлова Татьяна Владимировна, учитель – логопед высшей квалификационной категории Зинчук Татьяна Николаевна, учитель - логопед первой квалификационной категории

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД