Согласно «Концепции дошкольного воспитания» (раздел «условия развития») развивающая среда нашей группы служит удовлетворению потребностей и интересов ребёнка, даёт ему возможность почувствовать себя полноценным владельцем игрушек; достаточно свободно перемещаться по групповой комнате, иметь свободный доступ к средствам изобразительной, игровой, конструктивной и другой деятельности, является мощным стимулом развития ребёнка.
Эмоционально-рефлексивная (позволяет ребёнку осознать себя и обнаружить связь своего внутреннего мира с внешним)
- Уголок релаксации «Жар - птица»
- Фотосалон «Семейный снимок»
- Цветок настроения
- Именинный стул
- Эмоциональный дневник
Предоставление детям свободы выбора в зависимости от настроения и интереса
Культурно-коммуникативная (обеспечивает освоение средств и знаков речевой коммуникации, формирует социальный опыт)
- Кафе «Дюймовочка»
- Семейная гостиная
- Мини-музей вещей (прошлое и настоящее)
- Уголок доверительного общения
- Сюжетно-ролевые игрушки
Позиция воспитателя – участник, партнер.
Мини-музей расположить рядом с библиотекой: прочитав сказку, ребёнок тут же познакомится с предметами, которые в ней упоминаются.
При создании театра, куклы и другие игрушки становятся зрителями или героями сюжетов.
Духовно-эмоциональная (подводит к пониманию и усвоению общечеловеческих ценностей)
- Народные игрушки
- Музыкальный салон (народные музыкальные инструменты)
- Читальный зал
- Красная книга
- Библиотечка
Использовать свистульки в качестве сигнала на утренней зарядке, для объявления подготовки к прогулке и других режимных моментов.
Спортивно-оздоровительная (приобщает к физической культуре, помогает осваивать способы сохранения своего здоровья)
- Стимуляторы движения: кегли, мячи, скакалки, обручи и многое другое
- Тропа здоровья
Практически- действенная (обогащает практический опыт, дает возможность действовать)
- Мастерская «Умелые руки»
- Волшебная игольница
- Автосервис
- Владения мыльного пузыря
Дети должны знать правила и условия работы в мастерских. Воспитатель – участник, партнер
Опытно-экспериментальная (стимулирует исследовательскую деятельность)
- Конструкторское бюро: лего, кубики, пазлы, мозаика, ножницы, бумага, конструкторы
- Экспериментальная грядка (на подоконнике)
- Экологический уголок и мн. др
Использовать конструктор в сюжетно-ролевой игре: для конструирования мебели.
Отдельно располагать мелкий и крупный конструктор.
Художественно-преобразующая (способствует художественно-творческому процессу)
- Волшебный мелок
- Театр сказок
- Королевство кисточки
- Напольная мозаика
- Пластилинография и мн.др.
Свобода выбора ребёнка
Интеллектуально-познавательная (создает условия для продвижения по пути познания, реализации опыта учения)
- Полка умных книг (энциклопедии, атласы)
- Шахматный стол
- Рекламное агентство
- Игротека «Дидактические игры»
- Клуб путешествий
Воспитатель – участник, партнер
Из материалов диагностики физического и познавательного развития воспитанников следует, что созданная система условий, средств и форм организации деятельности детей обеспечивает необходимый уровень их познавательного, социального, эстетического и физического развития.
Предыдущие статьи: