- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Изучение образовательных запросов родителей в дошкольных образовательных учреждениях
ИЗУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАПРОСОВ РОДИТЕЛЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Вспомним еще раз, что дополнительные образовательные услуги – это элемент образовательной деятельности, имеющий особые цели и субъективный состав. Целью дополнительных образовательных услуг является передача знаний, умений, формирование навыков и освоение их детьми. Субъектами образовательных услуг являются образовательные учреждения в лице педагогического состава, дети и родители, желающие получить образование определенной направленности.
Организуя дополнительные образовательные услуги, мы вступаем в рыночные отношения. И здесь необходимо рассмотреть понятие «рынок».
РЫНОК – это совокупность существующих и потенциальных продавцов и покупателей продуктов. На рынке определяется ценность предложенного продукта, его способность удовлетворить их потребность.
РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ – это некоторое производство деятельности, где возникает множество субъектов, оказывающих образовательную услугу. Характеристики рынка:
- возможность выбора потребителя зависит от доходов;
- регулируется нормативно-правовыми договорными отношениями между клиентом и тем, кто оказывает услугу;
- зона конкурентности, где каждый отрабатывает свою стратегию.
Под продуктом понимается все, что может удовлетворять определенные потребности и предлагаться на рынке с целью приобретения, использования или потребления.
Понятие «ПОТРЕБНОСТЬ» широко используется в психологии, педагогике, социологии и на сегодня является ключевым в маркетинге. Потребность определяется как состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающей источником его активности. Потребности человека обусловлены процессом воспитания, социокультурной средой. По мере развития общества растут и потребности его членов.
Следующее понятие вытекает из того, что желания людей практически безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограничены. Покупатели приобретают те продукты, которые доставят им наибольшее удовлетворение в рамках их финансовых возможностей. Так формируется понятие СПРОСА – желания, подкрепленного покупательской способность.
Образовательная услуга рассчитана на потребителя. Потребность определяется потребителем. Все рыночное пространство разделяется на пространство предложения и пространство спроса. Спрос рождает предложение. Включаются товарно-денежные отношения. Есть спрос – кто-то за него готов платить.
Говоря об услугах вообще, в том числе и дополнительных образовательных услугах, необходимо вспомнить понятие – «маркетинг». МАРКЕТИНГ – как управленческий процесс, заключающийся в создании продуктов, определении их цены и средств продвижения на рынке с целью удовлетворения потребностей покупателей, организации и общества в целом. Для того чтобы успешно реализовать образовательные услуги необходимо провести комплекс мер по их маркетингу. Грамотно проведенный маркетинг позволяет выявить потенциальных потребителей услуг, довести до потребителей информацию о содержании и качестве предполагаемых услуг.
Маркетинг предполагает следующие действия:
- изучение спроса на конкретные виды образовательных услуг и определение потенциальных потребителей;
- анализ платежеспособности родителей и возможности установления цены образовательной услуги на уровне рентабельности (для платных услуг);
- анализ внутренних возможностей оказания образовательных услуг, пользующихся спросом (квалификации кадров, материальной базы, наличие учебно-программного обеспечения или возможности его разработки, наличие помещений);
- сбор информации о конкурентах, предлагающих аналогичные услуги;
- формирование перечня намечаемых к реализации услуг за рамками основных образовательных программ;
- организация рекламы на дополнительные образовательные услуги;
- анализ изменений спроса на предлагаемые услуги.
Процесс, объединяющий спрос и дополнительные услуги, - это сам процесс организации. Понятие ОРГАНИЗАЦИЯ включает в себя обеспечение систематичности и упорядочения деятельности, установление взаимосвязи между процессами, а также в ресурсном обеспечении.
Задачи организации:
1. Создание организационной структуры, отражающей рациональное распределение труда, определение организационных элементов и связи между ними (процесс подбора персонала).
2. Определение функциональных полномочий членов организации, их прав и обязанностей (процесс функционализации).
3. Обеспечение деятельности учреждения посредством реализации организационных механизмов – регламентирование, нормирование, инструктирование и делегирование (процесс организации инфраструктуры).
Первым процессом, связывающем результаты изучения спроса и дополнительные образовательные услуги, является разработка и осуществление «пиар» компании, в данном случае образовательного учреждения. Этот процесс предполагает разработку не только политики предложения услуг, но и ценовой политики, т.е. определение реестра услуг, установление цены, управление качеством и конкурентоспособностью.
Законодательная база РФ позволяет определить приоритеты государственной политики в сфере образования:
· сохранение социальных гарантий на получение детьми качественных образовательных услуг;
· предоставление субъектам образовательного процесса свободы выбора, что является предпосылкой к развитию рынка образовательных услуг.
На сегодняшний день для оказания дополнительных образовательных услуг необходимо создать не только условия, но ресурсные возможности для удовлетворения потребителя в данных услугах.
Характеристики основных видов ресурсов:
1. Интеллектуальные (администрация, педагоги, специалисты управления образования и др.). Наиболее сложным является формирование интеллектуальных ресурсов. Они носят гуманитарный характер, имеющий свойство постоянно видоизменяться под воздействием как внешних, так и внутренних условий. А потребность в движениях составляет одну из основных физиологических потребностей детского организма, как условие его нормального формирования и развития.
2. Технологические (программы, технологии, проекты).
3. Материальные (фонды: премирования, заработной платы, поощрения педагогов, ведущих дополнительные образовательные услуги и т.д.).
4. Технические ресурсы (кабинеты массажа, психолога, дефектолога, музыкальный зал, физиокабинет, бассейн, физкультурный зал и др.).
5. Информационные (выпуск собственной газеты, публикации в прессе, участие в конкурсах и выставках, видеотека, базовые площадки для изучения опыта слушателями курсов повышения квалификации).
Последние десятилетия наблюдается активное преобразование нормативно-правовой базы, регулирующей работу дошкольных образовательных учреждений, что обусловило возможность перехода монополистических отношений в сфере образования к рыночным, к предоставлению вариативности услуг. На сегодняшний день ДОУ вправе выбирать приоритетное направление деятельности, осуществлять по различным образовательным программам, оказывать дополнительные образовательные услуги, в том числе и платные.
Езопова С.А. (8) предлагает последить многообразие ДОУ разных типов в Санкт-Петербурге (согласно данным Комитета по образованию на 2000 г). Это: 20 «Школ-садов», 9 школ с дошкольным отделением, 494 детских сада, 154 ДОУ общеразвивающего вида, 153 ДОУ компенсирующего вида, 61 ДОУ присмотра и оздоровления, 260 ДОУ комбинированного вида, 27 ДОУ центров развития, более 600 групп разного режима дня (выходного дня, вечерних групп, неполного дня, подготовки к школе, дневных групп и др.).
В таком многообразии образовательных услуг родителям очень трудно сориентироваться. Чаще всего они исходят из своих возможностей, желаний, забывая об интересах и потребностях ребенка.
Под запросами родителей понимаются выдвигаемые ими требования к организации работы в ДОУ, определение значимости для них тех или иных характеристик деятельности ДОУ. Прежде всего, это наличие в ДОУ высококвалифицированных специалистов, качественная организация образовательного процесса, хорошее питание, вариативный режим работы.
При организации дополнительных образовательных услуг администрация ДОУ руководствуется популярностью той ли иной услуги, ее наличием в большинстве ДОУ или составляет реестр дополнительных услуг методом «проб и ошибок», постоянно обновляя спектр услуг. Такие методы формирования услуг трудоемки и неэффективны. Они не позволяют детскому саду определить собственную нишу на образовательном рынке.
Целенаправленно изучают образовательные запросы родителей 40% опрошенных руководителей (анкетирование, беседы). Вместе с тем в результате бесед с родителями было выявлено, что более 40% из них считают: администрация и не должна учитывать их мнение, полностью доверяют педагогам. Одной из причин, обусловившей такое положение дел, может являться порядок информирования родителей о дополнительных образовательных услугах, их содержании и организации. Так, изучение наглядной информации о деятельности ДОУ в Санкт Петербурге показало, что информация о дополнительных услугах представлена в 80% садов. В 40% ДОУ эта информация малодоступна для родителей, в 80% ДОУ информация малосодержательна. Ведь родители хотят знать не только вид услуги, стоимость, имя преподавателя, но и информацию о предполагаемых достижениях ребенка (50%), содержание услуги (40%). В ходе дальнейшего исследования предложили заведующим и родителям выделить услуги, которые пользуются с их точки зрения, наибольшей популярностью. Из табл. 1. видно расхождение мнений руководителей ДОУ и родителей, а это значит, что руководители предлагают образовательные услуги, которые не являются для родителей привлекательными.
Данные, полученные из табл. 2. позволяют говорить о том, что образовательные запросы родителей не всегда могут быть удовлетворены предоставляемые ДОУ услугами. Нередко родители предъявляют неадекватные требования к достижениям ребенка.
Спрос на образовательные услуги ДОУ
Таблица 1
Название услуги |
Руководители,% |
Родители,% |
Подготовка к школе |
0 % |
24 % |
Обучение иностранному языку |
60 % |
26 % |
Спортивно-оздоровительные мероприятия (ЛФК, плавание) |
46 % |
66 % |
Стретчинг |
42 % |
40% |
Развивающая математика |
30 % |
28 % |
Театральная студия, хореография |
12 % |
24 % |
Результативность образовательных услуг
Таблица 2
Услуга |
Мнение руководителей |
Мнение родителей |
Подготовка к школе |
Обеспечение мотивационной, личностной готовности ребенка к школьному обучению, овладению основами грамоты. |
Обучение детей чтению, счету, письму, высокая результативность обучения в школе (хорошие оценки). |
Английский язык |
Развитие интереса ребенка к изучению иностранного языка, интеллектуальное развитие ребенка, подготовка к овладению языком в школе. |
Овладение иностранным языком (свободно говорить и понимать иностранную речь), большой словарный запас, подготовка к школьному обучению. |
Стретчинг |
Укрепление здоровья ребенка, развитие пластичности, овладение танцевальными движениями. |
Укрепление здоровья, направление энергии ребенка «в нужное русло». |
Шмелева О.А., старший воспитатель ДОУ № 82 г. Санкт-Петербурга, разработала диагностический пакет сферы образовательных запросов родителей старших дошкольников, руководствуясь следующими принципами: информирования участников образовательного процесса; объединения усилий специалистов ДОУ при оказании помощи родителям в ходе выбора образовательной услуги, учитывая интересы и возможности ребенка; принцип непрерывности, диагностики; принцип комплексного характера; единства изучения запросов родителей и потребностей, возможностей и интересов детей.
Предложенный диагностический комплекс направлен на получение первичной информации о запросах родителей старших дошкольников. В процессе постоянной диагностики, полученные ранее данные, могут использоваться в ДОУ как вторичная информация при организации дополнительных образовательных услуг, позволяющая определить динамику спроса на конкретные образовательные программы.
В качестве метода исследования запросов родителей был выбран опрос. Инструментом исследования служила анкета. Были разработаны 2 типа анкет. Первый тип позволяет изучить запросы родителей для организации дополнительных образовательных услуг с целью удовлетворения потребностей детей и родителей. Второй тип анкет позволяет диагностировать ожидания родителей от конкретной услуги, их представления о тех знаниях, навыках и умениях, которыми может овладеть ребенок в процессе обучения. Анкеты созданы для каждой отдельной услуги. Предложенные анкеты раздаются родителям, чьи дети пользуются данной услугой. Анкета первого типа раздается в конце учебного года, чтобы заранее спланировать организацию дополнительных образовательных услуг на следующий учебный год. Старший воспитатель обрабатывает данные и доводит их до сведения педагогов, чтобы они могли ориентироваться на интересы и потребности детей. Анкета второго типа раздается родителям, выбравшим данную услугу, в начале учебного года.
Апробация диагностического пакета позволила повысить уровень информирования родителей о работе ДОУ и достижениях ребенка; возрос процент детей, пользующихся дополнительными услугами; определен эффективный механизм взаимодействия различных специалистов ДОУ и семьи.
Езопова С.А. «Изучение образовательных запросов родителей в дошкольном образовательном учреждении». Дошкольная педагогика № 4(8) /сентябрь октябрь/ 2002. Санкт-Петербург: Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», с. 26-30.
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста