МААМ-картинки

24 мая. День алфавита на МААМ

22 мая 2019 в 22:11 - Татьяна Варнавская
article18421.jpg

24 мая славянский мир чествует своих просветителей — братьев Кирилла и Мефодия. Эти святые подарили славянам алфавит, благодаря чему свет христианского учения озарил и славянские народы, говорившие до 12 века на едином праславянском языке.

Братья Кирилл (до монашества — Константин) и Мефодий родились в городе Фесалоники (современное название — Салоники) в 9 веке с разницей в 12 лет. Мефодий был самым старшим из семи детей, а Кирилл — самым младшим. Они были родом из хорошего и богатого рода и получили достойное образование. Родной город братьев считался двуязычным,вот почему они в одинаковой мере владели греческим и славянским языками. Кирилл с детства поражал окружающих своими невероятными способностями к учению и превосходной памятью.

По заказу византийского императора Кирилл с помощью брата Мефодия и учеников составил славянскую азбуку. Кириллу и Мефодию удалось перевести с греческого на славянский язык основные богослужебные книги — Евангелие, Апостол, Псалтырь и Октоих с предписаниями по проведению служб.

Специалисты до сих пор не пришли к единому мнению, какую именно азбуку изобрел Кирилл — глаголицу и кириллицу. Многие ученые сходятся во мнении, что это была глаголица, поскольку речь шла о 38-ми буквенном алфавите. По одной из версий ученик святых братьев Климент Охридский, используя их азбуку, создал кириллическое написание. Он опирался на огромную работу, проведенную Кириллом и Мефодием, по выделению и обозначению всех славянских звуков. Это стало возможным благодаря незаурядным лингвистическим способностям Кирилла.

Славянская азбука получила распространение сначала в Болгарии, а потом в Хорватии, Сербии и Древнерусском государстве. Братья-просветители Кирилл и Мефодий признаны святыми как в православном, так и в католическом мире, а славянский алфавит для братских народов стал достойным памятником делу их жизни.

О деятельности этих святых и их неоценимом вкладе в славянскую культуру в доступной форме рассказывают своим подопечным дошкольные педагоги. Масса полезных материалов по этой теме собрано в соответствующем разделе. А вот какие необыкновенные азбуки делают для дошколят воспитатели!

Азбука из фетра. Дидактическое пособие представляет собой панно с кармашками. В него входят 30 игрушек и 33 буквы русского алфавита. Буквы крепятся с помощью липучек, а игрушки размещаются в кармашках.

Игра «Веселый алфавит». Старшие дошколята могут самостоятельно находить букву и подходящую к ней игрушку. Вариантов игр очень много.

Дидактическое пособие «Азбука из фетра». Гораздо веселее учить буквы, которые представленные рыбками, лисичками, индюшками, котиками и другими игрушками. Каждая буква как произведение искусства. Она открывает путь для полета детской фантазии.

Пальчиковая фетровая игра «Веселая азбука». Алфавит выполнен из фетра разной жесткости, ниток мулине и пуговичек. Множество вариантов игр для изучения букв, развития памяти и внимания.

Азбука из фетра. Все детали книги съемные и крепятся на липкую ленту. Буквы не боятся детских ручек и зубов, не линяют и не оставляют следов при использовании.

Вязанная азбука. С помощью этой собственноручно связанной азбуки педагог играет с дошкольниками в дидактические игры — «Разложи по порядку алфавит», «Нарисуй букву», «Какая буква пропущена», «Подбери предмет к букве», «Составь слово», «Чего не стало».

Пособие «Мягкие буковки». Буквы вырезаны из картона и обмотаны шерстяными нитками. Гласные звуки обозначены красным, твердые согласные — синим, а мягкие — зеленым.

Дидактическое пособие «Затейливая азбука». Педагог сделала книгу и буквы для азбуки, а дошколята помогли ей сделать в технике квилинга фигурки из гофрокартона. Название для пособия они придумали вместе.

Наглядно-дидактическое пособие «Весёлая азбука». Все буквы разные по цвету и фактуре. Они сделаны с помощью различных материалов — проволоки, трубочек, поролона, деревянных палочек, декоративной ленты, шнурков и пайеток разного цвета, бусин разной формы и цвета.

Игра со спичечными коробками «Найди пару». Дошкольник называет изображение в коробочке, определяет первый звук в слове и подбирает соответствующую данному звуку букву.

Мастер-класс по созданию объемных букв своими руками. Для изготовления этой поделки были использованы доступные материалы — картон, бумажные салфетки и стаканчики.

Азбука на камнях. Простейшее дидактическое пособие, позволяющее в игровой форме закреплять с детьми знание алфавита и учить их читать.

Предыдущие статьи:

Порадуйте коллег и друзей новостью «24 мая - День алфавита на МААМ»!


Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД