Ответить на такие вопросы маленьких почемучек, как: «откуда берется снег», «почему он не тает», «почему на улице вода замерзает и становится твёрдая» – лучше всего в ходе опытно-экспериментальной деятельности. Предлагаем посвятить очередной тематический день снегу, чтобы дети легко и наглядно разобрались, как и почему происходят многие природные явления.
Расскажите детям
Снег состоит из множества снежинок – маленьких водяных кристалликов, которые образуются в морозную погоду высоко в небе, в облаках. Снег белый, непрозрачный. Свежевыпавший снег – мягкий и пушистый. Но потом он постепенно оседает, делается плотнее и твёрже. Снег «живёт» только в мороз: в тепле он быстро тает и превращается в обычную прозрачную воду.
Несмотря на то, что снег очень холодный, он всю зиму служит «шубкой» для деревьев и для многих растений – как диких, так и культурных. Например, для озимой пшеницы, которую сеют осенью. Даже белый снег чаще всего грязный (особенно в городах), и есть его вредно. Снег впитывает в себя всю грязь из окружающего воздуха.
Нам повезло, что мы живём в России. Больше половины жителей нашей планеты никогда в жизни не видели снега на улицах и даже не представляют, какой он. Они его видят только в кино и на картинках.
Снег всегда очень приятно хрустит, когда идёшь по нему. Это кристаллики в снежинках ломаются. Характер хруста зависит от температуры снега и окружающего воздуха. Чем мороз сильнее – тем громче звук.
Список дел на день:
1. Провести познавательную прогулку на тему «Наблюдение за свежевыпавшим снегом»
2. Организовать в помещении опытно-экспериментальную деятельность детей по изучению свойств снега
3. Устроить опыт «Снежный ковёр»: раскрасить гуашью принесённый с улицы снег
4. Почитать произведения детской литературы: И. Суриков «Белый снег», Е. Явецкая «Зима-рукодельница», И. Бурсов «Снежинки», И. Токмакова «Как на горке снег, снег», Я. Аким «Первый снег», О. Высоцкая «Пришла зима с морозами…», М. Пришвин «Деревья в лесу», «Звери зимой», «Зима», Л. Воронкова «Снег идет»; другие сказки и рассказы для детей по снег
5. Рассмотреть снег через лупу и убедиться, что он состоит из множества маленьких снежинок. Если присмотреться, то станет ясно, что все снежинки разные. Учёные предполагают, что найти две абсолютно одинаковые снежинки и невозможно.
6. Слепить с детьми на улице снеговика, а если сейчас этого сделать не удастся, – то в помещении, маленького снеговичка в тазике.
7. Поиграть в подвижные игры: «Мороз – красный нос», «Белые снежинки», «Попади в цель», «Раз, два, три – к берёзе беги!», «Весёлые снежинки». «Снежная карусель», «Весёлые снежинки» или другие игры со снегом
8. Посмотреть мультфильмы: «Барбоскины. Зима наступает», «Лунтик. Первый снег», «Маша и Медведь. Следы невиданных зверей», «Смешарики. Плюс снег, минус ёлка», «Три кота. Сбоник серий про снег»
Интересные идеи для творчества
Множество полезных материалов можно найти в тематическом разделе Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
Отличный пошаговый мастер-класс «Объёмная аппликация «Снеговик» из салфеток» ждёт вас на страницах этого блога.
Интересный мастер-класс по нетрадиционному рисованию «Зима» представлен в этой публикации на МААМ.
О творческом занятии по рисованию на тему «Зима-волшебница» – этот специальный материал.
Как научить ребят рисовать вот такую дивную зиму в деревне, демонстрирует эта публикация.
Опытом проведения творческого занятия на зимнюю тематику в технике пластилинографии поделилась автор этого материала.
Символ наступающего Нового года лихо мчится со снежной горки на этой необыкновенной объёмной аппликации.
Картинка дня:
Бесплатно скачайте и распечатайте картинку-раскраску по теме дня
Главное фото – Ларисы Савчук
Предыдущие статьи:
Поведайте всем о том, что «16 декабря - Праздник снега на МААМ»!