Татьяна Чудаева
Конспект занятия «Звуки речи»
▼ Скачать
Тема: Звуки речи
Цель: Познакомить со звуками речи.
Задачи: Повторить пройденный материал и закрепить его на примерах;
Познакомить детей со звуками речи;
Учить выделять звуки речи;
Развивать связную устную речь посредством полного ответа на вопросы логопеда;
Развитие памяти, внимания, мышления.
Оборудование: дидактический материал к занятию.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Публикация «Конспект занятия „Звуки речи“» размещена в разделах
- Встали все ровненько около своих мест. Давайте с вами поздороваемся.
- А теперь тихо сели.
II. Повторение пройденного.
- Ребята, давайте с вами вспомним из чего состоит наша речь? (из предложений)
- А из чего состоят предложения? (Из слов)
Составьте каждый по предложению.
-Хорошо. А сейчас я буду называть вам слова, а вы мне из этих слов составьте предложения: гулять, девочка, пошла; уроки, учил, ученик; снег, на, идет, улице.
- Ребята, во что соединили слова (в предложения)
- А теперь все успокоимся и послушаем, что происходит за дверью, на улице?
- Хорошо. Сейчас закроем глазки и послушаем:
1. Шуршит бумага.
2. Капает вода
3. Стук по дереву
4. Резание бумаги.
5. Хлопки.
-Какие звуки вы слышали?
- А какие звуки у нас произносят животные, птицы? (дети называют и произносят).
Послушайте стихотворение:
Где-то собаки рычали: --- Ррр!
В стойле коровы мычали:— Мммуу!
В комнате мухи жужжали:— Жжж!
Мимо машины бежали:— Тррр!
Гудели от ветра все провода:— Зззнь!
Капала в кухне из крана вода:— Динь!
Перекликались в ночи поезда:— Ууу! Ууу! :
Листья на ветру шумели: -- Тсс!
Змеи в лесу шипели: — Шшш!
А комары все пели: --- Ззз!
Непоседа мячик днем и ночью
Успокоиться не хочет: — Пам! Пам!
Куклы кашляют в постели
— Днем мороженое ели! — Кхх! Кхх
- Ребята, вот эти звуки, которые вы услышали за дверью, на улице, в стихотворение, шуршание бумаги, хлопки – все это звуки, но не звуки речи.
III. Сообщение темы занятия.
- Сегодня на занятии мы будем говорить о звуках речи. Наша речь состоит из звуков. И для того, чтобы издавать звук, существует речевой аппарат. Речевой аппарат состоит из зубов, языка и губ. Все эти органы служат и помогают в произнесении звуков.
- Произнесите звук М. Что происходит с речевым аппаратом, когда мы произносим звук М? (губы соприкасаются)
- Произнесите звук Т. Что происходит с языком? (Он упирается в верхние зубы).
IV. Физминутка.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише.
Деревцо все ниже, ниже.
(Продолжение основной части)
Дифференциация понятий «звук — слово»
Выставляются игрушки: кукла, поезд и молоток. Как плачет кукла? (А-а-а-а.) Что мы произносили? (Звук.) Как гудит поезд? (У-у-у.) Это звук или слово? (Звук.) Как стучит молоток? (Д-д-д. Это тоже звук.) Назовите слова — на-звания игрушек.
На доске выставляются палочки, обозначающие каждое сказанное слово.
Мы назвали много. (слов).
V. Итог занятия.
- Чем мы сегодня занимались на занятии?
- Расскажите мне, что такое звуки речи?
- Какую роль играет речевой аппарат, когда мы произносим звуки?
- Молодцы! Отдыхайте. Занятие закончено.