Папки-передвижки

Звуки речи и элементы интонации как «строительный материал» для знаковых систем языка

ГУЛЬНАРА ЗАКИРОВА
Звуки речи и элементы интонации как «строительный материал» для знаковых систем языка
▼ Скачать + Заказать документы

Звуки речи, отдельные элементы интонации (просодемы) – сила голоса, высота тона, темп, ритм, тембр, логическое ударение – сами по себе, вне языка, ничего не означают. Но без них не может существовать речь – из звуков речи составляются морфемы, из звуков речи и просодем составляются слова. Просодемы придают соединению слов смысл предложения, являются наивысшим уровнем развития языка. Просодика является одним из видов невербальных средств общения. Основной составляющей просодии является интонация.

Публикация «Звуки речи и элементы интонации как „строительный материал“ для знаковых систем языка» размещена в разделах

Интонация - это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающий:

• мелодику - повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т. п.) и позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи, и оформляют ее гласные звуки, изменяясь по высоте и силе;

• темп - ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками;

• ритм - равномерное чередование ударных и безударных слогов (т. е. следующих из качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса);

• фразовое и логическое ударения - выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) в зависимости от смысла высказывания;

• тембр речи (не смешивать с тембром звука и тембром голоса, - звуковая окраска, отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки ("грустный, веселый, мрачный" тембр и т. д.);

• пауза - временная остановка в речи. Логические паузы придают законченность отдельным мыслям. Психологические - используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей;

• сила голоса - смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания.

Интонационной выразительностью речи ребенок овладевает, как правило, к 4-5 годам. Когда ребенок учится говорить, он должен не только научиться артикулировать фонемы, произносить звуки и сочетания звуков в слове, но и модулировать просодемы, создающие интонацию. Это происходит естественным путем в процессе общения. В то же время педагоги сталкиваются с такой проблемой, как монотонность, тусклость детской речи (при заучивании стихов, в драматизациях, на детских утренниках).

Речевой опыт каждого из нас говорит о том, что по степени воздействия на наше сознание речь не одинакова. Одна и та же фраза, сказанная с различной интонацией, темпом, высотностью оказывают на людей совершенно иной эффект.

Выразительность речи – это одна из актуальных проблем нашего общества. Её нужно осознать как самостоятельное явление действительности, хотя и неразрывно связанное с работой сознания и той информацией, для выражения которой оно предназначено.

Обучающие ребенка люди (родители, воспитатели) сами, как правило, отлично владеют интонациями родного языка. Однако не замечают этих характеристик и осознанно не расширяют их в своей речи и не акцентируют на них внимание детей. Опыт свидетельствует, что дети обычно довольно легко усваивают просодемы. Однако увеличивается количество детей с речевыми патологиями, часто сопровождающимися мышечными парезами, недоразвитием фонематического восприятия и нарушениями просодики.

Рассмотрим все элементы в отдельности.

Сила голоса – регуляция напряжения голосовых связок, которой пользуется человек сообразуясь с обстоятельствами. Обычно мы используем среднюю силу голоса. Шепотная речь – речь без напряжения голосовых складок.

Игра для взрослых: сказать свое имя негромко, шепотом, громко.

Высота тона – частотная характеристика голоса, также регулируемая напряжением складок, которая позволяет модулировать пение. В быту различают высокий голос, голос среднего тона и низкий. Обычное заблуждение считать, что у маленького ребенка должен быть высокий, писклявый голос. Тогда как нормой считается голос среднего тона, иногда с хрипотцой, переходящий в низкие обертации. Такое положение голосовых складок позволяет органам артикуляции двигаться свободно, без напряжения. Высокий тон голоса должен насторожить педагога, так как в этом случае мышцы плечевого пояса, шеи, языка испытывают излишнее напряжение, которое отражается на качестве артикулирования звуков – ребенок смягчает звуки, ему трудно расслабить спинку языка и поднять кончик.

Игра для взрослых: по картинкам изображаем голоса мыши (пи-пи, кошки (мяу-мяу) и медведя (у-у). Темп смены картинок убыстряется.

Темп речи – скорость, с которой человек воспроизводит речь. Различают медленный, средний и быстрый темп речи. Средняя скорость для нормального восприятия смысла речи 7-9 звуков в секунду. Для русского языка характерно замедление проговаривания слов на ударных слогах. Быстрый темп речи может характеризоваться сглатыванием звуков и звуковых блоков, увеличенными паузами, вставлением сорных слов, так как внутренняя речь не успевает за ее генерацией. Патологически ускоренный темп речи (тахилалия) считается ненормированным, особенно если он осложнен нарушением звукопроизношения. Эта особенность речи может быть обусловлена и национальной принадлежностью человека. Темп речи поддается коррекциии если педагог с детьми регулярно проговаривает чистоговорки и скороговорки. Их образовательный эффект состоит именно в том, чтобы научить ребёнка регулировать темп речи, сохраняя при этом четкость произношения (т. е. дикцию).

Игра для взрослых: повторить фразу «Надо колпак переколпаковать, а то колпак недовыколпакованный» медленно, в среднем темпе, быстро.

Ритм речи – понимается как сочетание говорения и пауз. Ритм речи сочетается с речевыми вдохами и выдохами, с законченностью высказывания. Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Нормальный ритм является следствием правильного соотношения основных процессов в коре головного мозга - возбуждения и торможения. В речи он выражается в относительном сохранении единства и соблюдении правильного словесного ударения, которое в основном организует ритмическую структуру речи. Ритм речи чрезвычайно сложен. Нарушение его затрудняет, искажает речь. Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости. Различают ряд компонентов ритма. Основным свойством речевого ритма является регулярность. Метрические признаки ритма составляют его "скелет", что отражено в метрических схемах (количество и порядок ударных и безударных слогов). Различают еще и неметрические признаки ритма, которые входят в понятие мелодики речи.

Темпо-ритмическая организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.

Ритм речи особенно ярко прослеживается в стихотворных произведениях. Педагоги-дошкольники учат ребенка вслушиваться в ритм слов. Даже если ребенок не произносит или заменяет какие-либо звуки, ритм слова должен остаться сохранным. Если он искажен (т. е. ребенок переставляет слоги, сглатывает, добавляет лишние слоги или звуки), то следует говорить о недоразвитии фонематического восприятия. При развитии чувства ритма можно предложить детям прохлопывать ритм слоговых серий, коротких стихотворений, музыкальных отрывков и песенок. Целесообразно использовать музыкальные инструменты. Развивая у река чувство ритма, не следует забывать и о развитии речевого дыхания. Часто детям не хватает выдоха,чтобы закончить фразу. Тогда высказывание получается рваным, может искажаться его смысл.

Игра для взрослых: узнать по ритмическому рисунку детские песенки – «Маленькой елочке холодно зимой», «В траве сидел кузнечик», «Пусть всегда будет солнце».

Тембр речи – звуковая окраска, отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки Модуляции тембра речи позволяют человеку выражать эмоции: гнев, радость, досаду, печаль и т. д. дети еще в раннем младенчестве начинают реагировать именно на тембровые модуляции голосов близких ему людей, отражающих их эмоции и соосветствующе на них реагируют. Установлено более 20 интонаций, которые выражают самые различные чувства: угрозу и удивление, негодование и радость, возмущение и восхищение, страх, сомнение, злобу и т. д. Соответственно, о грустном нужно говорить печальным голосом, о веселом – радостным. Хороший оратор должен, во-первых, придать эмоциональность содержанию своей речи, а во-вторых, стремиться выразить ее своим голосом. Слушатели могу пропустить до 30–40 % информации, если ораторская интонация не будет отвечать его речи.

При формировании навыков восприятия тембра у детей можно начать со знакомства с двумя контрастными окрасками голоса – радостной и грустной. Это впоследствии станет основой для введения менее контрастных по тембру проявлений – гнева, удивления, испуга. В качестве наглядного материала используют пиктограммы, фотографии с изображением эмоционально выразительных лиц людей, сюжетные картинки с разными ситуациями, тексты и фразы.

Игра для взрослых: сказать фразу «Домой» с разной эмоциональной окраской.

Логическое ударение. В каждом высказывании есть главное слово, к которому привязаны все остальные вспомогательные слова. Оно произносится громче и медленнее, чем остальные слова и помогает правильно понять смысл фразы. При восприятии на слух слов-носителей логического ударения мы привлекаем внимание детей к пониманию и оценке текста. Логическое ударение - это выделение слова наиболее существенного с точки зрения ситуации речи. Формирование осознания логического ударения является необходимым для эффективного воспитания звуковой культуры речи, для развития интонационной стороны речи. Для литературных норм русского языка характерно, что логическое ударение падает на слово (или слова) в конце предложения. Для разговорной речи характерно иное. Как отмечают языковеды, в этой речи все важное, новое интонационно выносится как можно ближе к началу предложения. Ясно, что обстоятельная работа над логическим ударением - задача школьного обучения. Однако, формирование первоначальных представлений о логическом ударении, о его роли в построении смысла высказывания должно быть также заботой и исследователей в области методики развития речи дошкольников.

Педагоги часто читают детям литературные произведения, что называется, «с листа». Однако не каждый педагог хорошо владеет умением найти во фразе логическое ударение и правильно построить интонацию высказывания. Поэтому необходимо поработать над текстом предварительно, читать в удобном для детей темпе и спользовать необходимые просодемы, чтобы поддержать их интерес к литературному произведению.

Игра для взрослых: сказать бессмысленную фразу так, чтобы у нее появился смысл.

Глокая куздра штеко бодланула бокра и кудрячит бокрёнка.

Публикации по теме:

Дидактические упражнения по развитию речи «В слове есть звуки» Дидактические упражнения по развитию речи: "В слове есть звуки". Цель рекомендуемых игр - показать детям, что слова звучат потому, что они.

Конспект НОД по развитию речи «День родного языка» в старшей группеКонспект НОД по развитию речи «День родного языка» в старшей группе Задачи: закреплять знания о Международном дне родного языка; развивать смысловую сторону речи через закрепление антонимов, синонимов, многозначных.

Конспект НОД по развитию речи «Гласные звуки» в старшей группе Цель: закрепление звуков [О], [У], [Э], [А], [И], [Ы]. Задачи: 1. Формировать навыки звукового анализа; 2. Формировать понятия "звук", "гласный.

Конспект НОД по развитию речи «Звуки [И] — [Ы]» в старшей группе Цель: закрепление звуков [И] – [Ы]. Задачи: 1. Формировать навыки звукового анализа; 2. Формировать понятия "звук", "гласный звук", "буква".

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группе Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Задачи: учить произносить звук З-ЗЬ.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуки [Ф] и [Ф’]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Звуки [Ф-Ф']. Программные задачи: Образовательные – уточнять произношение [Ф-Ф'] в изолированном.

Конспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группеКонспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группе Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» в младшей группе. Цель: создание условий.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Лэпбук по обучению грамоте «Буквы и звуки русского языка»Лэпбук по обучению грамоте «Буквы и звуки русского языка» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию уже ставшую популярной тематическую (интерактивную) папку - лэпбук! Увидев варианты лэпбука.

Урок русского языка в 7 классе «Деепричастие как часть речи» Цель: познакомить учащихся с понятием «деепричастие», с его грамматическими особенностями, местом и ролью деепричастий, деепричастных оборотов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Звуки речи и элементы интонации как «строительный материал» для знаковых систем языка
Опубликовано: 20 ноября 2023 в 21:05
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Звуки речи и элементы интонации как «строительный материал» для знаковых систем языка» (включая файлы) размещена пользователем ГУЛЬНАРА ЗАКИРОВА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД