Юлия Моталина
Конспект занятия «Знакомьтесь: Кроноцкий заповедник»
▼ Скачать + Заказать документы
ЗНАКОМЬТЕСЬ : КРОНОЦКИЙ ЗАПОВЕДНИК
Цели:
1. Познакомить детей с понятием «заповедник».
2. Информировать их о том, какие существуют заповедники.
3. Объяснить детям необходимость создания заповедников.
4. Способствовать развитию творческой и познавательной активности детей,
умению рассуждать и сопереживать.
Оборудование:
Фломастеры или цветные карандаши, копии раскрасок (рис. 1) по количеству
участников занятия, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Публикация «Конспект занятия „Знакомьтесь: Кроноцкий заповедник“» размещена в разделах
Ход занятия:
(Занятие сопровождается показом презентации № 1, см. материалы с диска)
Здравствуйте, ребята! (Слайд 1)
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по особой земле. На-
зывается она – Кроноцкий заповедник. День за днем мы будем проходить
через горы и долины, реки и озера, леса и тундры. Будем знакомиться
с заповедными животными и растениями, встречающимися нам на пути.
Узнаем, какие люди работают в заповеднике.
Но для начала давайте уточним, что же такое заповедник? (Слайд 2)
Варианты ответов детей.
Заповедники – это такие участки леса, или тундры, или гор, где при-
рода охраняется от злых людей.
Что именно охраняется в заповеднике?
Ответы детей.
Варианты ответов детей.
В заповеднике охраняется все, что находится на данной территории. Охра-
няется все живое и неживое: животные, растения, реки, озера, камни и т. д.
А какие бывают заповедники?
Варианты ответов детей.
Заповедники бывают разные, например: музеи-заповедники (в музее-
заповеднике А. С. Пушкина охраняются места, где жил и работал вели-
кий русский поэт) (Слайд 3) или природные (в которых охраняются при-
родные комплексы). (Слайд 4)
В России более 100 природных заповедников. (Слайд 5)
В Камчатском крае находятся три из них – это «Кроноцкий», «Коряк-
ский» и «Командорский». (Слайд 6)
Мы с вами отправимся в путешествие по Кроноцкому заповеднику,
и помогут нам в этом его обитатели.
История первая: «Жил был соболь…» (Слайд 7)
Жил да был соболь в заповеднике. Дом его был в тайге, в уютной норе
под раскидистой лиственницей. Семьи пока не было, и любил он пробе-
жаться беззаботно по земле, кувыркаясь и подпрыгивая, на ходу высма-
тривая и вынюхивая: не видно ли где полевки или, на худой конец, зем-
леройки? Не притаилась ли где-нибудь глухарка в своем гнезде? Почуяв
полевку, иногда сидел в засаде, но недолго: по молодости у него терпения
не хватало. Впрочем, и без мяса тоже не страдал – маленькие полевки как
будто сами просились в рот. Иной раз на дерево заскакивал, догоняя бел-
ку – чаще всего, безуспешно. Но от этого он не расстраивался. Летом и осо-
бенно осенью еды было много кругом! Он ловил рыбу в быстром ручье, ел
бруснику и голубику на мшаниках, срывал рябину с кустов и был доволен
жизнью. Запасов соболь не делал.
Наступила зима. (Слайд 8)
Теплая шуба грела неплохо, но все равно не очень-то хотелось на мороз.
Соболь все больше сидел дома, выскакивая наружу только поужи-
нать. (Слайды 9,10)
Голода не было: он обнаружил, что ни полевки, ни белки зимой не спят,
а значит, поймать их можно!
И так безбедно тянулось время до весны. (Слайды 11,12)
А потом соболь начал испытывать какое-то смутное беспокойство.
Ему казалось, что где-то далеко есть более интересная жизнь: другие зве-
ри, приключения, опасности. К тому же он еще никогда не видел людей,
но уже был наслышан о них. Хотелось ему на них посмотреть.
Неизвестно, решился бы соболь когда-нибудь покинуть заповедник,
но тут случилось ЧП. В начале лета с вершины большой горы на тайгу
начала выливаться расплавленная, пышущая жаром лава. (Слайд 13)
Там, где она текла, не оставалось ничего живого. Пламенем пылали
деревья, бесследно исчезали птичьи гнезда и муравейники. Звери стали
разбегаться в разные стороны.
И наш соболь тоже стал убегать от опасности и оказался в чужих
краях. Как потом выяснилось, за границей заповедника. Пока он бежал,
захватывало дух от страха, ему казалось, что сейчас на голову упадет го-
рящее дерево. Но когда он остановился и немного отдохнул, то пришел
в восторг от новизны окружающих мест. (Слайд 14)
Тут были какие-то низкорослые леса с приятным запахом хвои, на не-
которых ветках еще висели прошлогодние шишки, замечательные ореш-
ки сразу пришлись ему по вкусу. Зазывно пели неизвестные ему птицы.
Два дня соболь ел и спал, где придется.
На третий день он проснулся от страшных звуков, сотрясающих небо
и землю. Это были люди, охотники с ружьями. Соболь, живший до этого
только в заповеднике, не мог себе представить, что бывает ТАКОЕ! Трое
людей с ружьями догоняли медведя, еще один выстрелил прямо в голо-
ву дрожащей белке. А самый молодой из охотников, хохоча, ради забавы
стрелял в небо! Нет, не так соболь представлял себе приключения…
Соболю стало страшно, и он снова побежал. (Слайд 15)
Впереди была узкая ровная дорога. Бежать по ней было легче, чем по
кедрачу, и соболь устремился вперед. Вскоре с ним произошла настоящая
беда: соболь сильно поранил переднюю лапу, наступив на что-то острое.
Это была не то консервная банка, не то разбитая бутылка. Опять дела че-
ловека, понял он, спрятавшись в кустах, чтобы зализать раненую лапу.
Кровь долго не останавливалась. Пришлось провести в кедраче у до-
роги несколько дней. Много нехорошего за это время увидел тут соболь.
Приходили другие люди, снова стреляли, громко переговаривались, по-
том развели огромный костер. Устраиваясь на ночь, стали рубить кедрач
себе на подстилки, пили какую-то жидкость, от которой начинали еще
громче разговаривать и петь песни… Когда они уехали, соболь поковы-
лял на место их стоянки посмотреть, не осталось ли какой-нибудь еды.
Еды не было, только все кусты в окрестностях были завалены какими-то
стаканчиками, пакетами, бутылками с отвратительным пластмассовым
запахом. А костер, оставленный людьми, продолжал тлеть, и интуиция
подсказала соболю: без лесного пожара тут не обойдется.
Оставаться там дальше было нельзя. Собрав все силы, голодный
и больной, побрел соболь в сторону родного заповедника. Он был так
рад, что каким-то образом находит дорогу! Он все шел и шел и вдруг по
воцарившейся тишине понял: он уже в заповеднике. Не было никаких
ночных голосов, кроме отдаленного кукования кукушки, не было запахов
горелой пластмассы. Лесной пожар, вызванный извержением лавы, бла-
гополучно закончился, все звери вернулись назад. И соболь нашел свой
дом в целости и сохранности.
Перед сном он долго размышлял: ну почему так? (Слайд 16)
Почему встреча с людьми, о которой он мечтал, вышла такой безра-
достной? Неужели людям не нужны звери? Неужели только в заповедни-
ке, где нет людей, зверь может чувствовать себя как дома?
Так думал молодой соболь поздней летней ночью в своем доме в Кро-
ноцком заповеднике. А ведь он даже не знал, что есть такие люди, кото-
рые как раз в первую очередь думают о том, чтобы зверям было хорошо.
Соболь не ведал, что он – символ Кроноцкого заповедника, что много
лет назад заповедник был создан для того, чтобы спасти его пра-пра-пра-
прадедушку.
О том, как был создан Кроноцкий заповедник, мы узнаем в следую-
щий раз. А теперь давайте повторим то, что мы сегодня узнали.
Вопросы:
1. Что такое заповедник?
2. Что охраняется в заповеднике?
3. Какие бывают заповедники?
4. Как называется заповедник, в котором жил соболь из сказки?
5. Где находится Кроноцкий заповедник?
Игра «Соболи и дупла»
Для этой игры дети делятся на три группы с одинаковым количеством
участников.
Каждая группа – семья соболей, которая живет в своем дупле.
Ведущий рассказывает о жизни соболей (о том, что они ведут актив-
ный образ жизни, охотятся и могут устраивать жилища в дуплах старых
деревьев).
После предлагается выйти соболям из своих жилищ на охоту. Все
имитируют охоту. Вдруг ведущий становится лесорубом и срубает старое
дерево с дуплом. Играющие должны как можно скорее занять оставшие-
ся два дупла. В дупле не может жить соболей больше, чем было изна-
чально в группе.
Оставшиеся соболи остаются без дупла и выходят из игры.
В процессе игры идет объяснение необходимости сохранения старых
деревьев для жизни многих обитателей леса.
В заключение детям предлагается раскрасить соболя из сказки.