Елена Белокобыленко
Знакомьте детей с природой
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомьте детей с природой.
Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что ежедневно на земле исчезают все новые и новые виды растений и животных; мы физически страдаем от загрязненности воздуха, воды, почвы…
Погруженные в повседневные дела и заботы, мы, к сожалению, забываем о том, что мир живой и неживой природы не вечен, он не может бесконечно сопротивляться пагубному влиянию человека. Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда умеем правильно вести себя по отношению к природе. Основы экологического воспитания закладываются в дошкольном возрасте.
Публикация «Знакомьте детей с природой» размещена в разделах
Детская любознательность, отзывчивость и восприимчивость к явлениям и объектам природы и должны стать для взрослого той отправной точкой, с которой будет осуществляться все дальнейшее воспитание и образование ребенка: развитие чувства любви и бережного отношения ко всему живому и неживому. Обогащение представлений детей о мире природы и развитие умения выделять основные закономерности (сезонные изменения в природе, зависимость жизни растений и животных от времени года, их приспособляемость к среде обитания и т. д.).
В процессе приобщения детей к миру природы, взрослому нельзя ограничиваться работой по организации познания явлений и объектов окружающего. Очень важно представить ребенку возможность не только обобщить, но и выразить свой эмоциональный опыт.
Так в движениях, танцах, интонациях ребенок отображает свое отношение к таким явлениям природы, как листопад, метель, имитирует повадки различных животных. Только в сочетании этих двух сфер – познание действительности и выражение отношения к ней – возможно развитие экологической культуры ребенка.
Детей целесообразно знакомить с явлениями и объектами ближайшего окружения, т. е. с природой тех мест, где вы живете, с растениями и животными, живущими в парке, в лесу.
Ребенок должен ощутить непосредственное воздействие этих объектов или явлений, посмотреть, потрогать, понюхать, послушать, проэксперементировать.
Например: с наступлением холодов можно провести такой опыт. Приготовьте вместе с ребенком несколько мисочек с сильно окрашенной водой и поставьте на ночь, на улицу. Утром, обнаружив, что вода превратилась в лед, спросите у ребенка, кто подменил ваши мисочки. Очень важно, чтобы ребенок сам пришел к выводу, что холод заморозил воду.
Выясните, навсегда ли она останется такой, понаблюдайте за таянием. Понаблюдайте за таянием сосулек, снега, льда. Выясните, почему это происходит. Подведите к выводу, что при похолодании вода замерзает, при потеплении – тает.
Ознакомление детей с природой сложная тема. В работе с детьми необходим чувственный опыт ребенка, да и самого взрослого. С другой стороны – работа осложняется тем, что ребенок может видеть, как взрослые нарушают элементарные правила поведения в природе.
В таких случаях надо не стесняясь говорить ребенку, что взрослые поступают неправильно.
Человеку нужно разумно и осторожно пользоваться богатствами природы, и, тогда она щедро вознаградит его.