Маргарита Старжинская
Знакомство старших дошкольников с историей Белгородчины посредством музейной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
Известный исследователь детского дошкольного возраста В. А. Запорожец писал, что центральными достижениями психического развития в этом периоде следует считать образные формы познания и социальные эмоции. Так вот, музейная форма представления материала непосредственно способствует именно образному познанию, а уж социальные эмоции - вопрос содержания музейных экспозиций. Фундаментом педагогики музея является погружение ребёнка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. Именно музей становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно-патриотического воспитания.
Публикация «Знакомство старших дошкольников с историей Белгородчины посредством музейной педагогики» размещена в разделах
Выделяют следующие педагогические функции музеев :
-образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки программы, направленной на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;
-развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;
-воспитательная, осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.
Музейная педагогика способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи.
Надо понимать, что музейная педагогика не ставит перед собой задачи сформировать из детей специалистов-искусствоведов. Это не главное. Важно видеть в ребёнке гармонично развитую личность. Пожелания современных родителей - развивать у ребёнка чувство прекрасного, способность чувствовать и понимать красоту окружающего мира, умение обладать собственным мнением, высказывать своё суждение. Такие занятия побуждают ребёнка активно и творчески мыслить, образовательная деятельность в рамках музейной педагогики является эффективным средством по развитию речи современного ребёнка. Ведь не секрет, что язык наших детей отличается беднотой и упрощённостью. При таких занятиях ребёнок может значительно обогатить свой запасный словарь, высказать все свои мысли и предположения, а потом ещё и поразмыслить об увиденном, поделиться впечатлениями с родителями.
«Музейная педагогика…» Это выражение знакомо всем, кто занимается воспитанием и образованием юного поколения. Музейная педагогика интересна в практике духовно- нравственного, гражданско- патриотического, историко-краеведческого воспитания личности.
Работая с дошкольниками над реализацией государственного образовательного стандарта в детском саду педагоги пришли к выводу, что наши дети усваивают всё прочно и надолго тогда, когда они всё слышат, видят и делают сами.
Для полноценного изучения Белгородского края, истории жизни своего города педагогам на помощь пришла музейная педагогика, потому что музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей.
Всем известно, что музей-учреждение, занимающееся хранением, показом, изучением документов, предметов.
После анкетирования родителей выяснилось, что мало кто из них с детьми были в музеях.
В ходе наблюдения, используя методы и приёмы создания мини-музея в ДОУ Мельниковой О. В., был составлен психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющийся базой для формирования представляемого педагогического опыта.
Группу посещают дети 4-5 лет. Всего 26 чел. По уровню развития: высокий 26%, средний-74%.
Группу посещают дети из семей служащих- 67%, и из семей рабочих – 33%.
По уровню представлений о музеях- 43%.
По уровню опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир – 14%.
По уровню экспериментальной деятельности - 16%.
По уровню воспитания любви к родному краю, людям – 47%.
По уровню формирования самосознания, становления активной жизненной позиции- 43%.
По уровню развития творческих способностей – 52%.
По уровню развития организаторских способностей- 21%.
По формированию детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной педагогики- -4%.
По формированию профессиональной компетентности педагогов- 87%
Знание особенностей музейной работы с детьми дошкольного возраста- 51%.
Из данного анализа видно, что данная работа требует совершенствования, отсюда возникла необходимость углубленной работы по данному направлению.
Поэтому педагогам пришла идея – создать мини-музей в группе. Часть слова «мини» отражает возраст детей, размеры экспозиции, определённую ограниченность тематики. Главная особенность мини-музея – участие в его создании детей и родителей.
Ребёнок является соавтором, творцом экспозиции. И не только он, но и его мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.
Работа по созданию мини-музея сплачивает вместе воспитателей, детей и родителей.
Для каждого человека, а для ребёнка тем более, город, в котором он родился и живёт - его «малая Родина», поэтому о своей Родине он должен знать всё.
Так и возродилась тема мини-музея «История Белгородчины»
Работая над созданием данного мини-музея в группе, воспитатели рассмотрели возможность практического претворения новых педагогических идей и методик. Известно, что больших усилий в момент дошкольного периода требует процесс активного воспитания путём действенного познания.
В подготовке создания модели мини-музея определили следующие средства музейной педагогики :
-художественные;
-социально-средовые;
-практические
Художественные средства - это фотографии, фотоальбомы, открытки, диски о достопримечательностях Белгородской области, природе родного края, художественная литература.
Социально-средовые средства - семейная среда (традиции, обычаи, коллекции домашнего музея, среда мини - музея группы, среда музеев города.
Практические средства - собственная творческая деятельность, размещение экспонатов, предметов, поделок в мини-музее группы. В эту среду входит и экспериментальная деятельность: опыты, наблюдения, например, путешествие в историю своего города или какого- либо предмета.
То пространство, продуманное педагогически, которое окружает ребёнка, его осмысление им, помогают сформировать творческую, коммуникабельную, ценностно-ориентированную, высоконравственную личность.
В процессе создания опытно - экспериментальной деятельности были определены основные виды работы по музейной педагогике :
-интеллектуально-познавательный
-проектный
-игровой
-диагностический
Таким образом, творческому развитию ребёнка, его умению действовать в воображаемом пространстве, развитию мира чувств, фантазии, осознанию себя причастным к общечеловеческим и культурным ценностям способствует художественно-эстетическая деятельность средствами музейной педагогики.
Была определена структура модели музейной педагогики, которая имеет свою цель, задачи, направления.
Цель музейной педагогики - создание оптимальных условий для развития личности путём внесения её в разнообразную деятельность музея.
Задачи музейной педагогики :
- обогащение предметно-развивающей среды группы;
-формирование умения успешной адаптации в окружающей обстановке;
-формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
- развитие творческих способностей;
-развитие речи, словарного запаса слов;
-воспитание любви к родному Белгородскомукраю;
-воспитание культуры поведения.
Были выбраны следующие направления в работе:
Оформительское:
Важным этапом в организации мини-музея является выбор места, т. е. создание экспозиции. Всю экспозицию разбили на 5 блоков:
1. «Музей-это…»
2. «Мы живём в России»
3. «История Белгородчины»
4. «Известные люди Старого Оскола»
5. «Современный город»
Исследовательское:
Дети могут совместно с родителями проявлять свои исследовательские умения. Одним из основных принципов этой исследовательской работы является комплексность. Поэтому юные краеведы пытаются связать изучаемые события с общеисторическими процессами.
Экскурсионное:
Это форма культурно-образовательной деятельности музея. Экскурсоводом может быть как воспитатель, так и ребёнок, который умеет интересно рассказывать, заниматься какой-то исследовательской деятельностью. Экскурсию можно проводить по заранее составленному плану и маршруту, по отдельным блокам, подтемам.
Главная особенность мини-музея : в его создании участвуют дети и их родители. Дети могут сами выбирать для обсуждения интересующую их тему, приносить из дома экспонаты, проводить экскурсии для своих родителей.
В обычных музеях экспонаты трогать руками нельзя, а в созданном ими- можно, можно брать в руки и рассматривать, переставлять, менять местами. Ребёнок с гордостью показывает свою работу, потому что он является творцом данной экспозиции, её соавтором.
Вся эта работа требует большой любви к детям, времени, но всё окупается, когда чувствуешь заинтересованность детей, родителей, их умение ладить в коллективе, и по большему счёту, проявление их любви к своей родине.
Центральная часть посвящена нашей стране - России. Здесь собраны экспонаты, связанные с различными городами и областями нашей родины, а также материалы по ознакомлению с Государственными символами, которые являются частью культуры и истории нашей страны.
Особое место в музее отведено экспозиции, посвященной воинской славе нашего народа, защитникам Отечества. Здесь представлены такие экспонаты, как: солдатская гимнастерка, фуражка, бинокль, фляжка, книги о полководцах, фотографии дедов и отцов – защитников нашей Родины.
Экспонатами мини-музея являются самые разнообразные вещи: поделки из глины, макет старой крепости города Старый Оскол, альбомы о животном и растительном мире Белгородского края, о храмах и церквях, игрушки, музыкальные инструменты, монеты, украшения, статуэтки, атласы, куклы в национальных костюмах, книги об известных людях города Старый Оскол, настольные игры и т. д.
Методика организованной образовательной деятельности по музейной педагогике должна иметь ряд отличительных особенностей:
1. Направленность обучения на социальную адаптацию и на развитие эмоциональной сферы ребёнка.
2. Речь детей должна быть непринуждённой, без специально заученных фраз.
3. Свободное общение детей с педагогом и друг с другом, когда в процессе работы можно свободно высказать свои мысли, объяснить возникающие эмоции, не согласиться с мнением других, в том числе взрослых.
4. Использование педагогом на первых этапах работы приёма «подсказок» (на заданный детям вопрос педагогом предлагается несколько вариантов ответов).
5. Своё мнение педагог высказывает только после детей, ни в коем случае не подавая его как единственно верное.
Гуманистический взгляд на сущность воспитания, которого придерживаются такие современные исследователи, как В. П. Бедерханова, О. С. Газман и др., связан с пониманием воспитания как совместной деятельности взрослых и детей.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно - ориентированного подхода к образованию является проектная деятельность.
Ребенок дошкольник еще не может быть автором, творцом, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, уважать его склонности и желания, принимают их. Такие взрослые, близкие по духу ребенку, помогают ему увидеть и зафиксировать проблему, сформулировать задачу, актуализировать свой опыт. В частности ответить на вопросы: «Что я уже знаю об этом?», «Что хочу узнать?», «Что нужно для этого сделать?». Опираясь на помощь взрослых, дети организуют поиск нужного решения, т. е. проводят процесс познания. При этом очень важно, чтобы взрослые взяли на себя роль тактичного помощника, чтобы у детей были все возможности проявлять максимум самостоятельности, инициативы, творчества.
Благодаря совместной проектной деятельности взрослые имеют возможность не только уделять внимание формированию знаний, умений, навыков дошкольника, способствовать его адаптации к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, представляя ребенку возможность, самостоятельно овладевать нормами культуры.
Таким образом, экспозиция музея позволяет вести разноплановую работу с детьми, применять различные методики, использовать материалы для всех видов деятельности.
Возникающий интерес у детей к посещению музея оказывает влияние на расширение их общего кругозора, желание узнать о других, существующих музеях. В результате пропагандистской работы педагогов увеличивается число, совместных с родителями посещений выставок города.
Небольшой музей в группе ДОУ может стать началом большого пути человека в мир всемирной культуры, оказать влияние на формирование его личности, воспитать достойного гражданина.
Дети экспериментируют в создании образа, расширился опыт детей в применении и сочетании разнообразных изобразительных материалов и инструментов.
В процессе восприятия произведений искусства дети обращают внимание на средства выразительности (цвет, линию, ритм, композицию и др.).
Дети проявляют устойчивый интерес к музейной живописи.
Продолжена работа по внедрению инновационных педагогических технологий в образовательный процесс МБДОУ.
Отработан механизм стартовой и промежуточной диагностики детей.
Повысилась компетентность и творческий потенциал педагогов в связи с обновлением образовательного процесса.
Создание музея в ДОУ позволило сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты музея используются для знакомства с историей Белгородчины, развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Старшие дошкольники выступают в музее в роли экскурсоводов.
Многие родители начали посещать с детьми настоящие музеи, о чем потом дошкольники с удовольствием рассказывают друг другу и воспитателям. А мини-музеи в группе стал неотъемлемой частью предметно-развивающей среды нашего ДОУ и показали свою значимость в воспитании и развитии детей.