Наталья Сертакова
Конспект занятия «Знакомство со звуками, словом»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• познакомить детей со звучащим словом;
• формировать представление о том, что речь состоит из слов, а слова – из звуков;
• дать представление о многообразии слов;
• учить интонационному выделению звука в словах.
Предварительная работа:
Чтение сказки «Сказка о живых звуках» Т. В. Александрова
Игра «Озвучь букву для гласного»
Игра «Звукоедик» :
Игра «Подарки друзьям»
Игра «Найди свой домик»
Ход НОД
Работа у экологического панно.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
Воспитатель знакомит детей с медвежонком, который живет в большом лесу.
В о с п и т а т е л ь. Сегодня нам в гости пришел медведь Мишка. Какое хорошее имя – Мишка. Какими словами еще можно назвать медведя? (Медвежонок, Миша, топтыгин, топтыжка.) А еще можно назвать и другими словами : Михаил Топтыгин, Михайло Иванович, Медведюшка-батюшка.
Расскажите, наш медведь какой? (Косолапый, мохнатый, бурый, черноглазый) А теперь подберите слова про то, что Мишка может делать. (Ходить, лежать, лазить, сосать лапу, рычать) Вот как много слов мы назвали! Все они обозначают одно, а звучатпо-разному.
Дидактическая игра «Что звучит вокруг нас».
В о с п и т а т е л ь. Послушайте, как я произнесу слово «МММИИИШШШККККААА». Слышите, как звучит это слово?
Повторяет вместе с детьми, выделяя звуки.
В о с п и т а т е л ь. Каждое слово состоит из звуков, поэтому мы говорим, что слово звучит, и мы его слышим. Звуки бывают разными, поэтому и слова разные.
ЗЗЗонт – какой звук звенит в этом слове? (Звук [з].)
ЖЖЖук – какой звук жужжит в этом слове? (Звук [ж].)
РРРак – а в этом слове, что делает звук [р]? (Рычит.)
ШШШина – что делает звук [ш] в этом слове? (Шипит.)
Взрослый объясняет, что звуков в окружающем мире очень много, все они звучат по-разному. Предлагает детям подумать, какие звуки они слышат в природе. Как звучат ветер, вода, комар, жук и т. д. ?
Работа с коромыслами. /подвешены к потолку/
В о с п и т а т е л ь. Вокруг нас спряталось много слов. Когда их находят, они начинают звучать. Дети проговаривают слова. Посмотрите на наши коромысла, может быть, там вы найдете какие-нибудь слова. Я, например, нашла слово «игрушка». А какие слова вы нашли и как они звучат у вас (Ответы детей.)
Вот как много слов вы отыскали! А теперь послушайте стихи Михаила Пляцковского про слова.
Какие бывают слова?
Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть кислое слово – лимон,
Есть слово с окошком – вагон,
Есть слово колючее – ежик,
Есть слово промокшее – дождик,
Есть книжное слово – страница,
Есть слово лесное – синица,
Есть слово пушистое – снег,
Есть слово веселое – смех.
Физкультминутка с офтальмотренажером «Веселые человечки»./На большом листе ватмана нарисованы гномики, которые бегут по восьмерке с разной скоростью и разными движениями. Дети повторяют движения за ними/.
Дидактическая игра «Зоопарк». Воспитатель просит детей назвать птиц, рыб, животных, которые живут в зоопарке. Дети называют. Взрослый каждый раз акцентирует внимание детей на термине «слово» :«Оля сказала слово “лиса”. Саша сказал слово «жираф”».
Дидактическая игра «Подскажи словечко».Детям нужно определить первый звук в каждом слове, которое они подскажут.
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался (зайка). /А. Барто/
Лежебока рыжий кот,
Отлежал себе (живот)./С. Маршак/
Для птенцов и для зверят
Тоже нужен детский (сад)./Н. Полякова/
Работа за конторками.
Предложить детям закрасить те, нарисованные на листепредметы, которые они назовут в конце каждого стихотворения.
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему (штанишки)./А. Барто/
Серый волк в густом лесу,
Встретил рыжую (лису). /Крылов/
Я сегодня сбилась с ног,
У меня пропал (щенок)./А. Барто/
Итог. Слова могут звучать, они слышатся по-разному.