Светлана Пастухова
Конспект занятия «Знакомство с жанром живописи Натюрморт»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с жанром живописи «Натюрморт»
Программное содержание:
Познакомить детей с жанром изобразительного искусства – натюрморт.
Дать представление о натюрморте, вызвать ассоциации с их собственным опытом, дать представление о признаках построения композиций для будущих картин;
Развивать у детей зрительное и осязательное восприятие, образное видение и воображение ребят, развивать ассоциативное мышление и эмоциональную отзывчивость;
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с жанром живописи Натюрморт“» размещена в разделах
- Жанры изобразительного искусства
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Натюрморт. Изучаем и рисуем натюрморты
- Темочки
Вызвать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, желание всматриваться, замечать нюансы, а так же вызывать у детей эстетическое отношение к художественным картинам.
Методы и приемы работы:
Наглядные – рассматривание картин, наблюдение; словесные – вопросы, рассказ воспитателя, беседа по репродукциям картин, объяснение.
Оборудование и материалы:
Иллюстрации «Пейзаж», «Натюрморт». Предметы для составления композиции: ваза, муляжи фруктов, муляжи овощей, стол.
Ход:
В. – Ребята, сегодня, я хочу вас пригласить на выставку картин в картинную галерею. Посмотрите, сколько красивых картин. Давайте рассмотрим некоторые из них. Замечательная картина Исаака Левитана. Как она называется?
Ответы детей
В. - Как вы думаете, почему автор так её назвал?
Ответы детей
В. - Художник обращает наше внимание на прощальную красоту русской природы и ее настроение. Когда смотришь на этот пейзаж, понимаешь, что такое состояние природы мимолетно. Вот сейчас набегут темные тучи, подует ветер и сметет всю эту красоту. Но художник остановил мгновение и сохранил его для нас. Ребята, скажите, а к какому жанру живописи относится картина И. Левитана.
Ответы детей
В. - Что изображается на пейзажах?
Д. - Природа, деревня, город, море.
В. - Сегодня мы познакомимся с новым жанром, который имеет очень красивое название «Натюрморт»
Слово натюрморт французское, оно означает «Неживая природа»
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это натюрморт.
Натюрморт — это композиция, составленная из природных предметов и вещей сделанных руками человека. А теперь посмотрите внимательно на наши картины, есть среди них натюрморт?
Далее дети смотрят презентацию с репродукциями натюрмортов русских живописцев: Иссака Левитана «Одуванчики», Федора Толстого «Смородина», Игоря Эммануиловича Грабаря «Яблоки», Гелия Коржева, Константина Коровина
Рассматривая картину И. Левитана «Одуванчики», предложить «проникнуть» в неё.
В. - Представьте, что мы оказались прямо внутри картины. Что бы вы хотели здесь сделать?
Ответ детей (дунуть на белую шапочку одуванчика, чтоб она разлетелась на тысячу мелких парашютиков)
В. - Хочется перенестись в летний жаркий день и пройтись по огромному лугу. Почувствовать дуновение ветра, наполненного ароматом цветущих трав. Ощутить под ногами землю и нарвать охапку таких же изумительных в своей простоте цветов.
Искусствоведческий рассказ педагога
На этой небольшой по размерам картине, художнику удалось передать всю неповторимую прелесть простых полевых цветов. Автор сумел вложить в свое произведение всю любовь и нежность к этим хрупким и беззащитным растениям. Картина проста сюжетом и необычна сочетанием красок. Может показаться, что художник небрежно изобразил все элементы натюрморта, но за этими нечеткими линиями и полутонами скрывается великий труд и мастерство художника. Тщательно подобранная цветовая гамма, прорисовка каждого листочка и лепестка, естественность и натуральность всей композиции, придает картине очень реалистичный вид. Кажется, что вот сейчас подует ветер и на зрителей повеет теплом. Невыразительный, серый тон на заднем плане картины оттеняет яркие цвета соцветий одуванчиков и сочный цвет стеблей. Простая глиняная ваза не случайно выбрана Левитаном для этих нежных и, в то же время, таких сильных цветов. Что бы показать грациозные стебельки растений, ярко желтые шапки одуванчиков и уже отцветшие, белые воздушные головки цветов. Картина показывает все этапы жизни не только растений, но всего живого в мире. Оставляет радостное, легкое и праздничное ощущение.
Физкультминутка
В. - Ребята, хочу сказать, что натюрморт писать не так-то легко. Все художники - натюрморты, которых были размещены на выставке, сначала рассматривали предметы, затем выбирали понравившиеся им и составляли из них композицию, то есть расставляли красиво, как им нравилось. При этом обращали внимание на то, чтобы среди предметов выделялся какой-то главный: более крупный или более яркий по сравнению с остальными предметами. После чего начинали писать натюрморт, глядя на композицию, а самое главное старались точно передать форму, цвет, место расположения предметов. А вы хотели бы сегодня стать художниками и написать натюрморт?
Ответы детей
В. - Давайте произнесем волшебные слова:
Влево вправо повернись
В художников превратись.
Каждый из вас стал художником. Вы вместе, составите одну композицию и напишите натюрморт. Пожалуйста, пройдите к столу. Перед вами предметы, рассмотрите их, выберите лишь только два или три предмета по желанию: вазу, фрукты или овощи.
Выбрали? (Да). Теперь составим композицию. Расположите её на столе, покрытом тканью. Яркость и красоту натюрморту придаст фон: верхняя часть которого светло-голубая, а нижняя темно-голубая.
В. - Молодцы! Замечательная композиция. Глядя на эту композицию, вы напишите натюрморт. Проходите, садитесь за столы.
Самостоятельная продуктивная деятельность детей
В. - Перед вами листы бумаги. Какого цвета верхняя часть листа?
Д. - Верхняя часть светло-голубого цвета.
В. - А нижняя часть листа, какого цвета?
Д. - Нижняя часть тёмно-голубого.
В. - Что разделяет лист на две части?
Д. - Разделяющая линия.
В. - Теперь уточним форму, цвет предметов, место их расположения. Какой формы ваза (или другой выбранный предмет? Какого цвета ваза? Как расположена ваза, относительно разделяющей линии, относительно других предметов?
Ответы детей
Остальные предметы описываются аналогично.
В. - Мы определили с вами место расположения предметов, уточнили их форму и цвет. Пришла пора писать натюрморт. Вы готовы?
В. - Ребята, хочу напомнить вы должны постараться передать форму, цвет, место расположения предметов.
Дети приступают к написанию натюрморта. Воспитатель оказывает помощь детям, испытывающим затруднения, напоминает о технике рисования.
Рефлексия
В. - Где мы сегодня побывали? (На выставке картин)
- Что вы научились составлять из предметов? (Композицию)
- Что написал каждый из вас? (Натюрморт)