Харитонова Татьяна Ильинична
Планк-конспект урока по внеурочной деятельности «Знакомство с шахматной фигурой «Ладья» во 2 классе
План-конспект урока
по внеурочной деятельности по шахматам 2 класс.
ТЕМА: Знакомство с шахматной фигурой Ладья
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Формирование интеллектуальных знаний.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Харитонова Татьяна Ильинична
ВРЕМЯ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: 45 мин
Задачи:
Публикация «Планк-конспект урока по внеурочной деятельности „Знакомство с шахматной фигурой „Ладья“ во 2 классе» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
Заинтересовать учащихся начального этапа обучения, игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, красочных иллюстраций, в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.
Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление учащихся дошкольного и младшего школьного возраста.
Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.
Оборудование: 1. Раздаточные шахматные доски.
2. Магнитная шахматная доска.
План.
1. Организационный момент. - 2 мин.
2. Актуализация знаний. Сообщение темы и цели урока. 7 мин.
3. Новый материал. - 5 мин.
4. Практическая работа. - 10 мин.
5. Закрепление нового материала. - 8 мин.
а) По учебнику.
б) По тетради
6. Рефлексия. – 7 мин.
7. Итог урока. - 1 мин.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Орг. момент. На свете есть забавная
Волшебная игра.
В неё с утра до вечера
Играет детвора
Там мчатся кони резвые
Трубят поход слоны.
И клетки чёрно – белые
Чудес и тайн полны
- О какой игре идёт речь?
- А для чего нам нужна эта игра?
-А на каких уроках шахматы помогут нам решать логические задачи? (учитель рекомендует книгу о шахматах.)
Шахматы - игры названье,
В шахматы мы держим путь!
Повторим всё что учили,
Поиграем, и конечно новое узнаем.
- Шахматы.
-Чтобы мы лучше думали на уроках, считали, решали логические и математические задачи.
-Умники и умницы, Информатика
2. Актуализация знаний. Сообщение темы и цели урока.
На доске поставлены все фигуры.
Задание 1. Игра «Волшебный мешочек»
-Я предлагаю сыграть в «Волшебный мешочек». А знаете ли вы фигуры на ощупь. (В мешочке лежат объёмные фигуры, отсутствует ЛАДЬЯ)
- А сколько всего пешек? Слонов? (перечисляются все фигуры)
-А какой фигуры не хватает на шахматной доске?
- Как вы думаете, почему её не было в мешочке?
- Кто назовет тему урока?
- На что она похожа?
- А вот почему её назвали ладьёй, постарайтесь узнать из дополнительной литературы.
Дети на ощупь отгадывают объёмные фигуры, и одновременно плоские фигуры расставляют на магнитную шахматную доску -Ладьи
- Потому что мы её будем изучать.
Ладья
На башню
3. Новый материал.
Показ на доске
- Где занимает ладья свое место изначально?
-Покажите.
-Сколько ладьей на доске?
- Ладья передвигается с одного шахматного поля на другое только по вертикали и по горизонтали. За один ход ладья может переместиться на любое поле своей горизонтали или вертикали. Каждый раз ладья должна останавливаться только посредине какого-либо шахматного поля. Она может сделать 7 ходов по вертикали и 7 ходов по горизонтали. -Угловые поля шахматной доски.
Четыре. 2 белые и 2 черные.
4. Практическая работа
-Уберите со своих досок все фигуры, кроме белой ладьи. Сделайте каждый по три хода белой ладьей.
-Кто покажет на шахматной доске?
- Следующее задание: На одной линии белая и черная ладьи объясняется и показывается правила взятия. Выигрывает тот, чья очередь хода. Если ход белых, то белая ладья берет черную, встав на ее место. А если ход черных, то черная ладья берет белую ладью, встав на ее место.
Вывод: - Как ходит ладья?
Как происходит взятие ладьи?
Физминутка:
Я солидная Ладья
Я хожу, как попадья
Вперёд, назад, налево, вправо.
Прямолинейно, пусть, но здраво! -Ученики выполняют задания по одному желающему у доски: Белая ладья на одном из угловых полей ходит налево по горизонтали, вниз по вертикали.
Один ученик работает на шахматной доске у доски. Ладья делает три хода по вертикали и по горизонтали. Рассматриваются все варианты.
Дети выполняют практическое задание по взятию ладьи.
-По вертикали и по горизонтали.
-Тот, кто ходит первым берет и встает на место взятой ладьи
Дети встают с высоко поднятой головой
Выполняются шаги вперёд, назад, влево, вправо.
5. Закрепление нового материала.
а) По учебнику.
б) по тетради
Рассмотрите диаграммы, на которых изображены белая и черная ладьи (ход ладьи, ниже взятие ладьи.
-Выполним дидактические задания «Один в поле воин»
-Белая ладья должна побить все черные фигуры, беря каждым ходом по фигуре. Ходит только белая ладья, черные фигуры как бы «заколдованы», они не могут ни ходить, ни бить.
Аналогично рассматриваются и выполняются дидактические задания «Кратчайший путь» «Лабиринт и «Перехитри часовых».
Откройте тетради на стр. 14. Выполняем задания №1,2,3. Затем выполняются задания №3,4.
Дети работают по учебнику стр. 23-26.
-Дети глазами «следят» за ходом ладьи, один выполняет задание на доске.
Дети, кто выполнил задания первыми, отвечают у доски.
Взаимопроверка тетрадей и оценивание. !- если нет ошибок, «+»- 1-2 ошибки, «-» - если задание выполнено с ошибками- 3 и более)
6. Рефлексия -Откройте тетрадь для проверочных работ, работа №3 ,стр7. Выполняем 1 и 2 задания.
Ответьте на вопросы:
1. Ходит ли ладья по белым и черным полям?
2. Может ли ладья пойти с белого поля на белое?
3. Может ли ладья прыгнуть чрез одно поле?
4. Может ли белая ладья перепрыгнуть через черную?
5. Может ли одна белая ладья побить другую белую ладью?
6. Сколько различных ходов по горизонтали может сделать ладья из углового поля?
7. Сколько различных ходов по диагонали может сделать ладья из углового поля?
8. Сколько различных ходов может сделать ладья из углового поля?
9. На сколько сторон может пойти ладья из углового поля?
10. За сколько ходов ладья обежит вокруг шахматной доски?
11. Может ли ладья вычертить своим ходом на доске квадрат?
12. Может ли ладья своим ходом вычертить на доске треугольник?
13. Может ли в начальном положении одна из ладей сделать ход?
14. Может ли ладья обойти всю доску, проходя над каждым полем только дин раз?
15. Расставь на шахматном поле 8 ладей так, чтобы ни одна из них не стояла на пути другой. Дети сдают тетради после выполнения задания.
Да
Да
Да
Нет
Нет
7
Ни одного
14
На 2
За 4
Да
Нет
Нет
Да
Решений много.
7. Итог урока -Что вам показалось интересным на уроке?
-В чем были затруднения?
Урок окончен спасибо.