Марина Кирповская
Эссе «Я — воспитатель детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
- Я - воспитатель детского сада.
Услышав мой ответ на вопрос о месте работы, знакомые выражали искреннее удивление. И даже близкие, узнав о моём выборе профессии, недоумевали: что меня, почти что всю трудовую жизнь занимавшуюся престижным и хорошо оплачиваемым делом - журналистикой, подтолкнуло к такому нелёгкому, неприбыльному и «неблагодарному» делу, как воспитание дошколят?
Публикация «Эссе „Я — воспитатель детского сада“» размещена в разделах
Да, более 12 лет я посвятила интересной общественной деятельности, предмет которой - социальная жизнь во всех её проявлениях. Работала на совесть, получала за творческие достижения и креативность почётные грамоты, дипломы и премии. Но не ощущала самоудовлетворенности от журналистики, в которую пошла, честно говоря, не по внутреннему влечению к сбору и распространению информации, а просто по стопам мамы.
Пожалуй, осталась бы в журналистике, если бы судьба не вытолкнула меня в ряды безработных в связи с сокращением штата редакции многотиражной газеты «Вальцовка» ТАГМЕТа.
Оказавшись на обочине жизни, прислушалась к своему внутреннему «я», проанализировала глубинные жизненные интересы. Поняла, что у меня, матери двоих девочек и крестной ребятишек лучшей подруги, всегда больше всего вызывали интеллектуальные силы энергию и энтузиазм хлопоты с малышами. И я решила: моё истинное призвание – именно развитие в маленьких детях всего доброго, что в них заложено от природы.
Обрадовалась очень, когда меня, не имеющую всесторонних профессиональных знаний и практического опыта работы с большой группой малышей, взяли на место сотрудницы детского сада №84 "Колокольчик", находившейся в декретном отпуске.
За год работы в «Колокольчике» я познала сложности выбранного дела, поняла, какого воспитателя любят и за что уважают дошколята, сполна осознала безграничную ответственность за здоровье и жизнь вверенных мне детей. И почувствовала себя счастливым человеком, точно определившим свою миссию.
Выход из декрета сотрудницы, чьё рабочее место я занимало, отправил меня в «свободное плавание». Но мои силы и умения были востребованы: с февраля 2013 года по январь 2015 я частным образом занималась воспитанием и обучением ребёнка с ограниченными физическими возможностями.
Занятия с инвалидом гораздо труднее, чем подготовка к дальнейшей жизни, к школе здоровых мальчишек и девчонок. Эти занятия позволили мне сфокусировать свое внимание на базовых ценностях профессии воспитателя и прибавили уверенности в том, что свой дальнейший жизненный путь определила правильно.
Порог ДОУ №45 "Ромашка" я, несмотря на багаж накопленных педагогических знаний, переступала с волнением: сумею ли сразу адаптироваться к требованиям персонального развития, предъявляемым в этом детском дошкольном учреждении?.
Всё сложилось отлично: быстро вошла в новый трудовой коллектив, на практике почерпнула новые профессиональные знания и умения, а также получила возможность сполна демонстрировать свои творческие способности в организации предметно-развивающей среды по разным видам детской деятельности в детском саду (игровой, двигательной, музыкально-художественной, коммуникативной).
Мне доверена средняя группа – ребятишки с 4 до 5 лет. В этом нежном возрасте закладывается фундамент личностных качеств человека, начинают формироваться нравственные представления, социальные отношения, умение преодолевать себя. Поэтому своей главной задачей считаю не только наблюдать, корректировать и направлять в правильное русло действия подопечных, но и научить малышей быть открытыми, доброжелательными, позитивными, готовыми к общению и восприятию нового, понимать всё прекрасное в мире - природу, музыку, поэзию.
Малыши очень любят заниматься продуктивной деятельностью. Регулярно провожу с ними занятия по конструированию из бумаги (с элементами оригами, которые приучают ребят быть более спокойными, выполнять дело как можно точнее, аккуратнее и доводить его до конца.
В школьные годы, мечтая стать художником, я училась в художественной студии Дворца культуры и техники имени В. И. Ленина. Мое пристрастие к изобразительному искусству обуславливает то, что ставлю рисование, формирование художественного вкуса и чувства гармонии во главу угла разностороннего развития своих подопечных. Не все они уверенно владеют карандашами. Но среди цветных пятен, нагромождений линий и окружностей я легко угадываю предмет, который хотел изобразить малыш, обязательно хвалю юного художника и испытываю наслаждение от того, как он искренне радуется созданному им на бумаге изображению.
Как любитель литературы, стараюсь привить детям любовь к живому слову, знакомлю их с произведениями прекрасных детских писателей - Н. Носова, В. Бианки, Е. Чарушина, а также великих писателей и поэтов - А. Пушкина, С. Есенина, Л. Толстого.
Предметно-игровую среду в группе организовала таким образом, что каждый ребенок спокойно мог выбрать занятие себе по душе. Игровые тематические уголки («Гараж», «Парикмахерская», «Магазин», «Больница» и др.) располагаю так, чтобы дети могли играть небольшими подгруппами.
Для лучшей организации воспитательно-образовательного процесса я использую не только общеобразовательную программу дошкольного образования, по которой работает детский сад «Ромашка», но и журналы из городской публичной библиотеки имени А. П. Чехова: «Дошкольная педагогика», «Дошкольное воспитание», «Современное дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду».
Памятуя высказывание Константина Дмитриевича Ушинского «Педагог живет до тех пор, пока он учится», повышаю квалификацию всеми способами. В марте 2015 года прошла обучение на семинаре "Программно-методическое обеспечение реализации ФГОС дошкольного образования", получила рекомендации по выполнению требований ФГОС дошкольного образования в парциальной программе "Математические ступеньки" Е. В. Колесниковой. В марте 2015 года прослушала авторский курс В. В. Воскобовича "Сказочные лабиринты игры" об игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. В ноябре 2015 года на курсах повышения квалификации в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Ростовской области «Донской строительный колледж» прошла обучение и тестирование по теме образовательной программы: "Реализация ФГОС дошкольного образования для воспитателей".
В целях повышения профессионального уровня постоянно принимаю участие в обмене опытом среди работников ДОУ "Ромашка", интересуюсь размещенными в Интернете современными педагогическими концепциями и идеями.
Я только в начале пути к вершинам мастерства воспитателя. Знаю: быть воспитателем в современных условиях сложно и ответственно. Ведь каждый ребенок неповторим: характером, склонностями, темпераментом, восприятием окружающего мира. И чтобы за непослушными сорванцами уследить в течение дня, нужен, как говорится, глаз да глаз. А чтобы удержать от неправильных поступков забияк, к каждому из них нужен индивидуальный подход. Особое внимание требуется детям, пришедшим в детский сад после болезни… Всё это, относящееся к главной обязанности воспитателя - осуществлению тщательного присмотра за вверенными ему детьми в строгом соответствии с требованиями инструкции по охране жизни и здоровья детей в помещениях учреждения и на детских прогулочных площадках – требует много физических и духовных сил.
И всё же я не согласна с Фрекен Бок, персонажем известной сказки шведской писательницы Астрид Линдгрен, сказавшей: «Ах, какая мука воспитывать!». Для истинного воспитателя присмотр за детьми, процесс систематического воздействия на их развитие не представляет трудностей. Наоборот, - он позитивный, говоря современным языком, креативный, рождает только муки творчества. Я с удовольствием испытала эти муки, когда совместно с музыкальным руководителем организовывала утренник, посвященный Международному женскому дню. Готовясь к мероприятию о мамах, которые есть у всех живых существ на земле, я, получившая роль мамы-курицы, не стала довольствоваться имевшимся в детском саду небогатым театральным реквизитом. Пофантазировала и сама сшила из желтой ткани широкую, словно птичьи крылья, пелерину, отороченные белым кружевом штанишки. Костюм заметно усилил наглядно-чувственные впечатления детей.
На другом празднике была в образе Осени. Сшила юбку-«солнце», под которой были кольца, взятые в ателье свадебных нарядов. Кофту, рукава украсила красивой аппликацией – вырезанными из гардины замысловатыми цветами. В прическе закрепила синтетические листья разных расцветок. И по горящим глазам, реакции ребятишек заметила, что золотая Осень, срывавшая с чудо-дерева листочки-подарки, их очень впечатлила.
На личном опыте я убедилась, что деятельность воспитателя очень многогранна : он и «инженер детских душ», и художник, и артист, и режиссёр театрализованных постановок.
На очередном празднике, в написании сценария которого активно участвовала, я была ведущей в образе Карлсона. Округляя фигуру, засунула в брюки-«клёш» подушку, на куртку сзади прикрепила лопасти вентилятора, надела лохматый рыжий парик, на лицо наложила грим. И всё-таки мои дорогие ребятишки сходу определили, кто скрывается под маской. В ответ на приветствие Карлсона «Здравствуйте, дети!», прозвучало дружное: «Здравствуйте, Марина Юрьевна!».
Такая реакция малышей никого из взрослых, присутствовавших на утреннике, не обескуражила. «Вас узнают под любой театральной маской, ведь вы же их вторая мама», - говорили мне после праздничного представления многие родители.
Вторая мама. Разве это не высший балл доверия?.
Думаю, это бесспорно: дети - самая большая человеческая ценность. Заботиться о них, дарить им свою любовь – самое прекрасное, что дано матерям. И каждая мать счастлива, когда вновь проживает период детства со своим ребёнком. Мне же посчастливилось наслаждаться этим возрастом многократно. Общение с сорока моими воспитанниками позволяет мне чувствовать себя моложе, узнавать что-то новое о себе и своих способностях, вспоминать давно забытое старое. С огромным желанием я отдаю им, своим умникам и умницам, забиякам и сорванцам, всё хорошее, доброе, светлое, что есть во мне. А взамен получаю больше: их доверие, откровения, радость, маленькие тайны и хитрости, а самое главное – искреннюю любовь.
Вечером, управившись с домашними делами, мысленно анализирую прожитый рабочий день: что получилось? над чем ещё нужно поработать? что ответить на многочисленные «почему? как заметить в том или ином ребёнке «божью искру», которая с рождения заложена в нем?. И мне не жалко личного времени на изготовление рисунков и плакатов к тематическим утренникам, шитье костюмов к театрализованным постановкам, сочинение стихов и сценариев. Поэтому могу сказать: я не работаю воспитателем – живу этой профессией, которая больше, нежели какая-либо другая, влияет на будущее социума.
Мой путь к профессии воспитателя оказался очень долгим, но верным. И я буду стараться соответствовать высоким требованиям, чтобы оправдать возложенную на меня вместе с должностью ответственностью!