Нина Арнакова
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Знакомство с матрешкой»
▼ Скачать +Заказ
Конспект образовательной деятельности в старшей группе. Воспитатель Арнакова Нина Григорьевна
«Давайте познакомимся - русская матрешка»
Цель: Способствовать формированию у детей представления о русской народной игрушке (матрешке). Помочь увидеть красоту, самобытность; подвести к пониманию назначения произведений искусства, кто их создает. Воспитывать чувство уважения к мастерству народных мастеров.
Публикация «Конспект образовательной деятельности в старшей группе „Знакомство с матрешкой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2022
.Способствовать развитию творческих и познавательных способностей, воображения, речи, внимания, мелкой моторики рук.
Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности, проявлению инициативы в выборе узора и цветовой гаммы.
Развивать эмоционально-эстетические чувства, вкусы. Вызвать желание создавать красоту своими руками. Углублять представления о пословицах и поговорках. Обогащать словарный запас словами: мастера, ремесло, мастерство, роспись, ярмарка, матрёшка, деревянная кукла, круглолицая, румяная, русская народная игрушка, шёлковый платочек, сарафан, и др.
Материалы: матрешки, краски. кисточки на каждого ребенка и большая матрешка.
Ход:Сюрпризный момент.
Воспитатель : Громко хлопайте в ладоши
в гости к нам идет Матрешка!
(вношу объемную матрешку)
-Здравствуйте,дети!
Я румяная очень ладная
Щечки красные,глазки ясные
Знает взрослый,знает крошка
Что зовут меня Матрешка
Дети,Матрешка приглашает нас в гости. Хотите отправиться в гости к Матрешке! Тогда слушайте:
Расскажу я вам сегодня об игрушках, которые давно известны в нашей стране. Догадайтесь, о каких игрушках идет речь?
Ростом разные подружки
И похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка!
(матрешка)
В этой молодице
Прячутся сестрицы,
Каждая сестрица –
Для меньшой темница.
Красные щечки,
Пестрые платочки,
Хлопают в ладошки
Веселые … (матрешки)
Давным-давно привезли в Россию из далекой страны Японии фигурку – добродушного лысого старичка Фукуруму. И таким умным-преумным был этот Фукурума, что его голова вытянулась от постоянных раздумий вверх. Игрушка-старичок раздвигалась, а внутри нее сидела вся его многочисленная семья, поэтому выражение лица у Фукурума было таким озабоченным, ведь всю семью надо как-то прокормить. Игрушка эта была выточена из дерева. Значит она какая? (Деревянная) Когда в Японию приехал русский художник Сергей Васильевич Малютин, он увидел фигурку деревянного Фукурумы, и так она ему понравилась, что решил он ее привезти в Россию. Показал ее русским умельцам, народным мастерам. Заморский гость им тоже понравился, по душе пришелся. Только решили русские мастера переодеть куклу в русский сарафан, голову покрыть платочком. Как вы думаете, почему? (Раньше русские женщины обязательно ходили в платках.) Сделали мастера заготовки из дерева, выточили пустые фигурки и художникам отдали. Потрогайте, погладьте матрешку внутри и снаружи. Чем отличается внутренняя поверхность от наружной? (ответы детей) Расписали русские художники игрушку на славу: губки бантиком, румянец на щечках яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из-под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать! Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша! И стали новые игрушки матрешками. И начали матрешек по русским селам из дерева вытачивать. Не зря ведь в народе говорят:
«С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся»
«Люби дело – мастером будешь»
«Всякий мастер сам себе дивится»
«Дело мастера боится»
Игра «Найди одинаковых матрешек»
На столе разложены матрешки. Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть и найти подружку матрешки такую же
как она.
Игра «Скажи, какая?»
Матрешка какая? (Веселая, озорная, румяная, улыбающаяся, гладкая, большая, неповторимая, единственная, яркая, блестящая.)
Лицо у матрешки какое? (Веселое, грустное, радостное, румяное, красивое,детское, милое, доброе, озорное, лукавое.)
Платок какой? (Пестрый, цветастый, в горошек, яркий, розовый, узорчатый.)
Сарафан какой? (Русский, длинный, нарядный, цветастый, яркий, необычный, неповторимый, широкий, расписной.)
Фартук (передник) какой? (Красивый, пестрый, цветастый, яркий, узорчатый.)
Разные мастера матрешек расписывали по-разному. Поэтому хоть и похожи матрешки, да у каждой свой характер угадать можно: одна грустит отчего-то, а другая смеется, а третья как будто задумалась, четвертая сердится немного. (обратить внимание на выставку матрешек.)
Физкультурная минутка:
Хлопают в ладоши
Дружные матрешки
На ногах сапожки
Топают матрешки
Влево. вправо наклонись
Всем знакомым поклонись
Девчонки озорные
Матрешки расписные.
Посмотрите на матрешек, они румяные, улыбающиеся. И маленькие, и побольше, и совсем большие… Одна рыжекудрая, вторая – с черной косой, третья – с озорным прищуром, четвертая – с большими, как блюдечки, голубыми глазами!
Отгадайте, какие цветы нарисованы на сарафанчиках наших матрешек?
Матрешка с каким цветком на сарафане или платочке вам нравится больше? Почему? (ответы детей)
А рисовать мы с вами сегодня будем кисточками и ватными палочками.
Дети садятся за стол с приготовленными заранее красками и шаблонами матрешек из соленого теста. Воспитатель обращает внимание детей на образце, как надо рисовать палочками узоры на сарафанах матрешек. На начальных этапах обучения воспитатель может помочь детям обмакнуть палочку в краску, оставить отпечаток в нужном месте.
Ребята раскрашивают матрешек.
Индивидуальная работа: во время работы хвалить детей, оказывать по мере необходимости помощь.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие яркие сарафаны и нет ни одного похожего. Все матрешки получились неповторимые!
Воспитатель: Ребята, кто приходил к нам в гости? Вам понравилось играть с матрешками? А разукрашивать матрешек вам понравилось?
Воспитатель: Молодцы, дети! Давайте похлопаем друг другу в ладоши за хорошую работу.