Зиля Кутлиярова
Знакомство с логопедией
▼ Скачать + Заказать документы
Что же такое логопедия и чем занимается логопед?
Логопедия–наука о нарушениях речи, их коррекции с помощью специального обучения и воспитания.
Речь-способность общаться посредством слов, звуков и других элементов языка. Не всегда речь ребенка развивается правильно и требуется помощь логопеда
Логопедическая работа направлена на:
• формированиеправильного звукопроизношения
• развитиеподвижности органов речи
Публикация «Знакомство с логопедией» размещена в разделах
• совершенствованиепросодической стороны речи, включающее выработку четкой дикции, постановку дыхания, работу над правильным ударением, темпом и ритмом речи
• совершенствованиефонематических процессов, т. е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова, схожие по звучанию и артикуляции
• совершенствованиеграмматического строя речи (согласование слов в падеже, числе, употреблении слов с предлогами)
• обогащение, активизация словарного запаса
• развитиемелкой моторики, т. е. движений пальцев рук; подготовка руки к письму
• развитиесвязной речи (составление предложений, текстов по картинке, серии картинок, пересказ текста)
Что такое артикуляционная гимнастика?
Артикуляционная гимнастика–упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения).
Какую пользу приносит артикуляционная гимнастика?
- улучшениекровоснабжения, нервной проводимости и подвижности артикуляционных органов;
- укреплениемышечной системы щёк, губ и языка;
- навыки, позволяющие удерживать нужное артикуляционное положение;
- увеличениеамплитуды движений;
- снижениенапряжённости артикуляционных органов;
- постановкаправильного произношения звуков
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики:
- гимнастику нужно выполнять ежедневно в будни 2 раза, в выходные 3 раза в день в течение 5-7 мин.
- сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом (ребёнку необходим зрительный контроль). После того как ребенок немного освоится, зеркало можно убрать. Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, без подергивания, иначе занятия не имеют смысла.
- можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получается какое-либо движение: ручкой чайной ложки или чистым пальцем помогите ребенку поднять язык вверх.
Самомассаж—массаж, выполняемый самим ребенком.
Целью является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе речевого аппарата, а также в нормализация мышечного тонуса.
Упражнения для речевого дыхания
Позволяют выработать сильный, плавный, удлиненный выдох, сформировать целенаправленную воздушную струю–это позволяет ребенку более быстро освоить труднопроизносимые звуки. Обязательное требование глубокий вдох через нос, выдох через рот, щеки не надувать.
Как только речевой аппарат готов, ставится звук и начинается этап автоматизации звука
Введение звука в речь происходит постепенно. До определенного момента звук произносится ребенком только изолированно перед зеркалом, для зрительного самоконтроля самим ребенком, а родители следят за правильностью уклада (артикуляционный уклад расписываю в тетради, затем исправленный звук мы закрепим в слогах, в словах, как только переходим к фразе, необходимо постоянно напоминать ребенку: «Ты умеешь правильно говорить!»; поправлять его речь, чтобы исключить неправильный стереотип произнесения, ввести чистый звук в речь.
Весь речевой материал (а это изолированный звук, слоги, слова, фразы, чистоговорки и. т. п.) должен быть отработан, т. е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания).
Задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами.
Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Выражайтесь доступным ребенку языком. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телевизора, компьютерных игр. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.
Хочу заметить, что положительный результат может быть достигнут только при условии комплексного воздействия на ребенка: родителей, учителя-логопеда, а некоторым нужна также помощь невролога, психолога.