Татьяна Адамовна Волкова
Знакомство с качествами и свойствами материалов.
▼ Скачать + Заказать документы
Детей с самого рождения окружают различные предметы, совершенно разные по своей структуре и своим качествам: мягкие, твердые, пушистые, гладкие, шершавые, упругие, тяжелые, легкие.
Знакомство со свойствами материалов я начинаю в свободной беседе, беру два предмета, совершенно разных по назначению. Спрашиваю, видят ли они предметы у меня в руках, а знают ли как они называются. Дети всегда дают положительный ответ,. Потом я бросаю предмет на пол. Спрашиваю, вы слышали, как упал этот кубик? Они отвечают, что нет. А вы слышали, как упал вот этот кубик? Они отвечают, что да. И тут мы вместе начинаем разбираться, почему же не слышно, как упал кубик, внутри которого поролон и который обшит тканью, и почему слышно, как упал пластмассовый кубик. При этом у детей развиваются тактильные, слуховые и зрительные анализаторы. Дети знакомятся с названием материала, из которого сделан предмет, это ткань, а это пластмасса. Естественно, не все запоминают такие трудные слова, которые в повседневной жизни почти не используются.
Публикация «Знакомство с качествами и свойствами материалов,» размещена в разделах
Далее идет уточнение свойств ткани и пластмассы, которые некоторые дети уже к концу младшей группы могут назвать.
Так же происходит знакомство с металлом. Дети слышат звук, с которым падает металлическая посуда и пластмассовая. Они могут сказать, что посуда из пластмассы мягкая, и тут опять идет развитие тактильных ощущений: нет, она не мягкая, твердая, гладкая, это пластмасса, и другая посудка тоже твердая, гладкая, но почему же очень хорошо слышно, когда она падает? Дети знакомятся с новым материалом, называемым обобщающим словом металл. Идет исследовательская деятельность, нужно узнать, металл это или пластмасса. Бросили на пол, услышали звонкий звук – это металл, глухой звук – пластмасса, ничего не услышали – ткань. Что же у нас в группе сделано из металла? Из пластмассы? из ткани? И тут рассматриваются предметы, которые используют каждый день, Это мебель. Из чего же сделана мебель. Материал, из которого сделана мебель в группе, условно называем – дерево. Оно тоже твердое, тоже издает звук, давайте постучим, послушаем, по дереву, а теперь постучим, послушаем, по металлу, Дети уже на слух определяют разницу в звучании металлических и деревянных предметов, если затрудняются назвать предмет после тактильного обследования, так же и с пластмассовыми и мягкими игрушками. А очень многие мягкие игрушки сделаны из меха, и дети знакомятся с еще одним материалом, который имеет такие же свойства как и ткань, но еще и пушистые – это мех. Совсем не слышно как падает мягкий пушистый зайчик. Для закрепления результата можно использовать игры,
основная цель которых развитие у детей взаимосвязей взаимодействие зрительно-тактильно-слуховых ощущений
.
«Послушай и скажи, что упало?»
игра проводится как в подгруппах, так и индивидуально, как организованно, так и в процессе режимных моментов.
«Угадай на ощупь, из чего сделан предмет»
Ребенку предлагают поместить руку под платок и на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: пластмассовый кубик, тканевый, маленькая мягкая игрушка, деревянный кирпичик, пластмассовая ложка, металлическая ложка, металлическая тарелка, пластмассовая чашка.
Аналогично проводится игра «Чего не стало?» - в которой идет согласование существительного с прилагательным по родам и числам: металлическая чашка, металлический нож, пластмассовый мяч, пластмассовые мячи, мягкая игрушка, мягкие игрушки и т. д
Игра "Что лишнее?" на развитие внимания, закрепление названия материала.
Знакомство с качествами и свойствами предметов происходит и в непосредственной организованной деятельности на таких занятиях, как «Посуда». «Мебель» «Игрушки» и др.