Курико Татьяна Владимировна
Знакомство дошкольников с понятием «Время»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное развитие
Знакомство дошкольников
с понятием «время»
Особенности сравнения и измерения времени
В статье рассмотрена специфика и особенности понятия «время». Представлены образцы заданий для дошкольников старшей и подготовительной к школе групп, которые можно использовать на занятиях как по математике, так и по развитию речи. Даны методические комментарии. Задания ориентированы не только на информационное обогащение познавательной сферы дошкольника, но и на развитие логического мышления, пространственного воображения и образ- ной памяти ребенка.
Публикация «Знакомство дошкольников с понятием „Время“» размещена в разделах
Ключевые слова: понятие «время», сравнение и измерение времени, меры вре- мени, причинно-следственная связь событий.
Время – это длительность протекания процессов. Понятие «время» имеет как физический, так и философский смысл. Но при этом время – объектив- ная реальность, данная человеку в ощущениях. Особенность времени в том, что чувственное ощущение этого феномена субъективно. Полагаться
на чувства в его оценках и сравнении, как это можно сделать с другими величина- ми (длина, площадь, масса, невозможно. Люди редко оценивают время объективно. В одних обстоятельствах час или даже день может для человека промелькнуть, как миг, в других – минуты тянутся бесконечно. В школе дети практически сразу начинают знакомиться с приборами, измеряющими время объективно, т. е. независимо от ощущений человека. Однако знакомятся с понятиями «час» и «минута» школьники не ранее второго класса по любой системе обучения,
поскольку для считывания показаний часов необходимо уметь читать двузначные числа (при работе как с электронными, так и со стрелочными часами).
Знакомство с величиной «время» сложно для ребенка тем, что большое количество понятий (названий) он должен просто выучить наизусть и применять их в речи. Это достигается путем многократных повторений – до полного запоммнания.
Каких-то реальных образов мер времени мы дать ребенку не можем. Мы обычно рассматриваем эти меры в сравнении с длительностью других процессов, оцениваемых и воспринимаемых сенсорикой: ход солнца по небу, движение стрелок в часах и т. п. Однако эти методические стереотипы, как правило, не восприни- маются дошкольниками, поскольку они чересчур длительны, чтобы ребенок дошкольного возраста действительно мог их оценивать или хотя бы прослеживать их длительность.
В связи с этим «Время» – одна из самых методически трудных тем как в дошкольном обучении математике, так и в начальной школе. В период дошкольного детства мы формируем у ребенка первые временные представления и знакомим его с соответствующей лексикой: смена времен года (зима, весна, лето, осень, дни недели (от понедельника до воскресенья, смена дня и ночи (утро, день, вечер, ночь). Дети также учатся устанавливать последовательность событий (рань- ше–позже) и знакомятся с лексикой, фиксирующей временной процесс (вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
В дошкольном детстве формируются некоторые временные представления как результат практической деятельности: выполнение режимных моментов дня (подъем, зарядка завтрак, поход в садик и т. д.). Дети знакомятся с днями недели, их последовательностью, значением в различных жизненных ситуациях (рабочий день, выходной у мамы, выходной у папы). В связи с посещением детского сада или других событий (детская передача, поход в кино, поездка к бабушке) дошкольни- ки знакомятся с часами и ориентированием по ним. На занятиях в детском саду вполне возможно познакомить детей с такими единицами времени, как год, месяц, неделя, сутки, а также уточнить представления о часе и минуте, оценить их длительности в сравнении с другими процессами.
Инструменты измерения времени – календарь и часы. Для измерения времени на первых порах рекомендуется использовать песочные часы, а не часы со стрел- ками или электронные. Глядя на песочные часы, ребенок видит, как сыплется песок, и может представить какой-то образ процесса (пусть и косвенный). Песочные часы обычно используют в качестве промежуточной меры при измерении времени.
В процессе общения с ребенком трех–четырех лет мы можем развивать у него первичные представления о временных длительностях, о последовательности событий во времени, обращать его внимание на внешние различия времени дня, се- зонов года.
Пример 1. Задания, обращающие внимание ребенка на внешние различия сезо- нов года с адресацией к его личным ощущениям.
Задание (рис. 1)*. На картинке художник нарисовал осень. Найди, что на картинке неправильно. Объясни, почему неправильно.
Задание (рис. 2). Какое еще время года можно найти на рисунке 1? ( Например: зима.) Закрась его название на этом круге синим цветом.
В задании на рис. 2 дана символическая модель сезонов года. Работа с этой моде- лью помогает ребенку запомнить последовательность смены сезонов (времен года).
Примечание. Педагог предварительно читает детям названия времен года.
Символическая модель сезонов года может быть более детализирована в рабо- те с детьми подготовительной к школе группы.
ВЕСНА ЛЕТО ЗИМА ОСЕНЬ
Рис. 2
АВГУСТ СЕНТЯБРЬ ОКТЯБРЬ
НОЯБРЬ
Рис. 3
Примечание. Задание реально для тех регионов, где внешние признаки месяцев года наблюдаемы. В заполярных регионах снег может выпасть уже в конце сентября, поэтому дети чаще всего не наблюдают багряных лесов в октябре и унылого дождливого ноября, поскольку в Заполярье в ноябре уже снег «по колено». В этой связи изучение данной темы носит достаточно формальный характер как в северных, так и в южных регионах, где дети, возможно, никогда не видели снега.
Задание (рис. 4). Покажи, какие предметы могут пригодиться осенью. Обведи их и объясни свой выбор.
Пример 2
Задание (рис. 3). Какие осенние месяцы ты
знаешь? Закрась части полукруга с их назва
ниями такими цветами: желтый, красный, ИЮЛЬ голубой. Объясни свой выбор цвета для
каждого месяца. Название первого месяца
осени подчеркни красным цветом. Название
последнего месяца осени подчеркни синим
цветом.
Объясняя выбор предметов из предложенного набора, ребенок будет закреплять в представлении внешние признаки времени года, связывая их со своими личными ощущениями и жизненным опытом.
Продолжая развивать у ребенка чувство времени, мы постепенно расширяем
диапазон заданий и обогащаем их формулировки деталями. Например, может быть использована символическая модель смены времени суток
Задание (рис. 6). Рассмотри рисунок: круг поделен на четыре части в соответствии с временем суток : утро, день, вечер, ночь. Запомни последовательность: утро, день, вечер и ночь. Все вместе – это сутки.
Что наступает после утра? Что наступает после вечера? Что наступает после дня?
Задание (рис. 7). Закрась на первом круге части, соответствующие времени суток : утро – желтым цветом, день – красным, вечер – голубым и ночь – синим цветом.
Направление следования соблюдай по стрелке.
Утро Ночь
День Вечер
На втором круге закрась части соответственно последовательности наступле- ния времени суток : после вечера наступает ночь, после ночи –.
На третьем круге: после дня наступает вечер, после вечера –.
Задания на сравнение внешних признаков сезонов года являются традиционными.
УТРО ВЕЧЕР ДЕНЬ
Рис. 7
Пример 5
Задание (рис. 8). Приближается весна. Сравни рисунки и расскажи, что происхо- дит весной.
Ребенок пяти–шести лет уже может как осознанно оперировать характеристиками времени суток, правильно употребляя их названия, так и запоминать последовательность дней недели, месяцев года в сезонах, даже научиться определять время по часам со стрелками, если ему доступно объяснили систему движения стрелок в часах.
С темой «Время» обычно связывают и особую группу заданий, направленных на формирование у ребенка причинно-следственных связей в мышлении на основе временной последовательности событий, представленных в задании.
Пример 6. Задание на временную последовательность событий (сначала и по- том).
Задание (рис. 9). Рассмотри рисунки: что происходит раньше, а что – позже? Определи правильный порядок рисунков в каждом ряду и закрась: если рисунок первый в ряду – один квадратик, второй – два квадратика, третий – три квадратика.
Временная последовательность событий в заданиях такого вида является понятной ребенку причиной, обусловливающей соединение нескольких событий во взаимосвязанную цепь. Использование таких заданий развивает логическое мышление и возможно уже при работе с детьми пятого года жизни. Следует отметить, что довольно часто воспитатели полагают равноценной альтернативой таким заданиям раскладывание картинок-иллюстраций знакомых детям сказок в соответствии с последовательностью событий сюжета. Однако в этом случае ребенок не ищет причинно-следственную связь событий, а просто следует по па- мяти знакомому сюжету. В таком виде задание полезно для развития памяти, но не мышления.
37