МААМ-картинки

Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры

Елена Суркова
Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры
▼ Скачать + Заказать документы

Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определенном этапе развитая человеческого общества, интерес к своим корням, к истории, культуре, быту народа есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

В нашем дошкольном учреждении данную проблему мы рассматриваем на материале праздничной культуры, т. е. знакомим детей с традициями русских народных праздников. Почему мы обратились именно к праздникам? Праздник — это день, наполненный радостью, весельем, день, когда все объединяются. Само слово «праздник» заимствовано из старославянского языка и буквально обозначает «не занятый делами, свободный от работы». Особое значение праздник имеет для ребенка. К. Д. Ушинский отмечал: праздник для ребенка совсем не то, что для нас, взрослых. Он подчеркивал: ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события до другого. Каким тусклым и серым было бы детство без праздника.

Публикация «Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры» размещена в разделах

Первые праздники в России были связаны с земледельческим календарем. Их называли календарными или годовыми, так как начинались они с момента, когда «солнце поворачивает на лето», т. е. в декабре. И продолжались практически весь год, заканчиваясь совершением сбора урожая. В основе всех практических - традиций лежали языческие представления об устройстве мира, о взаимодействии людей с космосом, природой. Праздник представлялся в образе колеса времени, которое постоянно вращается от зимнего до летнего солнцеворотам — макушки лета. Считалось, что в канун праздника проявляются темные силы природы. От них можно уберечься, их можно перехитрить с помощью смеха, шарад, переодеваний, песен и танцев. Праздники играли и продолжают играть большую роль в жизни людей. Они способствуют сближению членов семьи, родственников, людей, живущих в одном селе, деревне, городе. Одновременно праздник выполняет информационную функцию, так как люди обмениваются новостями, обсуждают события, прошедшие в стране или местности, где они проживают. Любой праздник, по определению М. М. Бахтина, является первичной формой культуры. Культура праздника действительно слагается из культуры игры, культуры слова, движения и музыкального звука, а также культуры моды, костюма, этикета, обычая, ритуала - словом, из совокупности разных культур.

Возрождая праздничные народные традиции в дошкольном учреждении, мы преследовали конкретную цель - приобщить наших воспитанников к истокам русской народной культуры через организацию детских фольклорных праздников.

Таким образом, ведущее место в процессе приобретения детьми первых этнокультурных знаний мы изначально отнесли детскому фольклорному празднику. Старались создавать у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать праздничную культуру (знаний традиций народного праздника, особенностей организации праздничного детства, правил приглашения гостей и гостевого этикета).

Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать их желанию участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы и других помещений детского сада. Это способствует специализации ребенка формирует у него активную позицию и вызывает у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.

Мы считаем, что ребенка дошкольного возраста обязательно следует приобщать к праздничной культуре.

Нами были выделены следующие виды праздников :

1. Народные и фольклорные (праздники народного календаря) — Святки,

Масленица, Праздник русской березки, Осенины;

2. Государственно-гражданские — Новый год. День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.

3. Международные — День защиты детей, Международный женский день Марта;

4. Православные — Рождество, Пасха, Вербное воскресение, Покров;

5. Бытовые и семейные — дни рождения детей, выпуск в школу, а также праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить детям радость (праздник мыльных пузырей, оригами, воздушных шаров, бумажных корабликов).

При организации детских праздников мы стараемся соблюдать принципы, характерные для русского досуга, - это душевное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие их творческих сил, состояние всеобщей гармонии. Считаем особенно важно, что народные праздники, обряды и обрядовая поэзия являются значимыми явлениями духовной культуры русского народа (как, в прочем и любого другого). Поэтому не только сам праздник, но и подготовка к нему имеют огромное значение для формирования основ культуры ребенка. У него постепенно формируются навыки и умения в организации и проведения праздника. В первую очередь следует продумать его программу. В ее составлении принимают участие все сотрудники нашего ДОУ и, конечно же, в той или иной мере дети старшего дошкольного возраста. При оформлении музыкального зала и групп используются рисунки и поделки детей. Привлекаем родителей, они участвуют в подготовке к праздничным мероприятиям (изготавливают образцы народного праздничного костюма, обшивают кукол, являются активными участниками веселья. Совместные переживания взрослых и детей сближают их, родители узнают о способностях и возможностях своего ребенка.

При оформлении помещения мы соблюдаем следующие правила: дизайн должен соответствовать содержанию праздника, законам эстетики и быть понятным ребенку, развивать у него художественно-эстетический вкус, создавать радостное настроение.

Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной праздничной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности.

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской народной культурыПриобщение детей к истокам русской народной культуры Цель: воспитывать интерес к истории и культуре народного творчества. Задачи: Формировать у детей интерес к искусству народа России и народов.

Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры 1.(с) Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. И мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору,.

Игровые технологии в приобщении к истокам русской народной культуры Игровые технологии в приобщении к истокам русской народной культуры «Духовная жизнь ребенка, полноценная лишь тогда, когда он живет в.

Приобщение дошкольников к национальному духовному опыту средствами русской музыкальной культуры в соответствии с ФГОС ДО. Краткая аннотация содержания проекта: Приобщение детей к русской народной культуре. Сохранение и передача детям культурных и нравственных.

Занятие по формированию основ праздничной культуры у детей дошкольного возраста «Новогодние утренники»Занятие по формированию основ праздничной культуры у детей дошкольного возраста «Новогодние утренники» С наступлением зимы все начинают готовится к самым любимым праздникам – Рождеству и Новому году. Не обходят стороной эти мероприятия и детские.

Приобщение детей к истокам русской культуры МБДОУ Д/С №87 Доклад на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры». Воспитатель: Серебрякова С. А. 2017г. Раннее.

Презентация «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» В настоящее время наша страна переживает непростой период, где утрачиваются представления о доброте, милосердии, гражданственности и патриотизме,.

Проект «Путешествие в мир русской культуры» Видео Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры. Без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности. Без духовности.

«Печь — сердце русской избы». Сценарий заседания клуба «Мир русской культуры» Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать всех любителей русской истории на заседании клуба «Мир русской культуры». Сегодня мне.

Воспитание экологической культуры дошкольников через знакомство их с лесом «Мир, окружающий ребёнка – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры
Опубликовано: 4 февраля 2018 в 11:03
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры» (включая файлы) размещена пользователем Елена Суркова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД