Папки-передвижки

Знакомство детей старшего дошкольного возраста со святыми земли нижегородской как средство воспитания духовности

марина кудашова
Знакомство детей старшего дошкольного возраста со святыми земли нижегородской как средство воспитания духовности

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач отечественного образования. Духовность – основополагающее условие для реализации творческой инициативной личности. Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в этом возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели».

Публикация «Знакомство детей старшего дошкольного возраста со святыми земли нижегородской как средство воспитания духовности» размещена в разделах

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек без прошлого как дерево без корней». Без знания своей истории, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека.

Сегодня подрастающему поколению не хватает положительных образцов, которыми так богата Православная культура. Это наше прошлое, наша история. Героями для детей должны быть люди высоконравственные, о них и надо рассказывать. Тогда дети будут подражать не иностранным чудо-героям, а нашим героям, которые совершали важные для России и для людей дела.

Мы живем в удивительном городе. Он сумел совместить в себе духовный и научный мир. В Саровском монастыре жил и вел подвижническую деятельность один из самых известных и свято почитаемых православных святых — преподобный Серафим Саровский.

В старшей группе наши воспитанники стали задавать много вопросов о том, кто такие святые люди, почему они считаются святыми. В силу своего светского образования мы, взрослые, и сами не могли ответить на многие вопросы детей. И тогда решили подробнее познакомиться с нашими земляками - Серафимом Саровским, Александром Невским, Георгием Всеволодовичем, Александрой Дивеевской, Пашей Саровской, Федором Ушаковым.

Сначала мы знакомили детей с биографией святого, как человека. При этом основной акцент делали на ярких, запоминающихся событиях, близких детям. О детстве святых, о том, как Паша Саровская очень любила играть в куклы, а маленького Георгия впервые посадили на коня и дали маленький меч и т. п.

Здесь мы активно использовали художественную литературу, иллюстративный материал, видеофильмы, презентации.

Затем мы рассказывали детям о подвигах этих святых (самый важный подвиг – это любовь к Богу и поступки в соответствии с заповедями). Для этого нам была необходима специальная литература.

В своей работе мы использовали активные формы обучения: ресурсный круг, работа в парах, работа в микрогруппах, четверках.

К каждой беседе мы подбирали задания по речетворчеству с использованием ТРИЗ-технологий. Использование нами ТРИЗ-технологии неслучайно, именно она позволяет формировать у детей целостную картину мира (составляли лимерики, метафоры, загадки и т. д.) Например,

***

Жил-был Федор Ушаков.

Он был адмиралом моряков.

С солдатами дружил и добрым был.

Вот какой святой Феодор!

***

Жила-была Александра благоверная

И была она Богу верная.

Она монастырь основала

И святою стала.

Вот какая добрая Александра!

***

Жил-был Александр Невский.

У него был меч королевский.

Он нашу Русь защищал

И святым стал.

Вот какой боголюбивый Александр!

Вместе с детьми мы создавали дидактические игры. При знакомстве детей с Александром Невским, Георгием Всеволодовичем, Федором Ушаковым дети активно переносили свои впечатления об их подвигах в сюжетно-ролевые игры.

Родители поддержали нас и стали активными участниками. Они предложили съездить с детьми в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. Эта поездка произвела огромное впечатление не только на детей, но и на родителей.

Во время экскурсии мы закрепили и уточнили свои знания о Серафиме Саровском, Паше Саровской и Александре Дивеевской.

Результатом данной экскурсии стало выступление нашей воспитанницы Журавлевой Маргариты на Серафимовских чтениях. Она представляла работу «Преподобная Александра Дивеевская».

Кроме этого были также организованы экскурсии в зал военно-морской славы библиотеки им. Маяковского, где мы познакомились с жизнью и подвигами Федора Ушакова, городской краеведческий музей, в музей ядерного оружия, дальнюю пустынку, Санаксарский монастырь.

Итогом работы стало занятие, которое так и называлось «Святые земли Нижегородской». В первой части занятия мы с детьми вспомнили всех святых, с которыми познакомились и почему они являются святыми. Затем, работая в парах дети рассказали о жизненном пути и подвиге выбранного ими святого. На занятие использовались видеофрагменты фильмов о святых, презентации, игры с гостями.

В ресурсном круге мы обсуждали человеческие качества, объединяющие святых и заповеди, в соответствии с которыми они жили. А в конце занятия дети читали лимерики о святых, которые сами сочинили.

В заключении нужно сказать, что эта работа была проделана не зря. Она сплотила детей. Дети стали душевнее и добрее. В повседневной жизни, конкретных ситуациях, они использовали заповеди для объяснения своих поступков (ябедничество – «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего», послушание – «Почитай отца твоего и мать твою» и др.).

У родителей расширились знания, появился интерес к нашей работе; они стали активными участниками образовательного процесса; их позиция стала более гибкой.

Результат своей работы мы видим в усвоении детьми вечных ценностей: милосердия, послушания, сострадания, правдолюбия, стремления их к добру и неприятию зла.

Список литературы:

• Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. М. : Просвещение, 2009.

• Кузьмин И. А., программа «Истоки и «Воспитание на социокультурном опыте». – М. : Издательский дом «Истоки», 2009. -320с.

Нравственно-духовное воспитание в детском саду. /Под ред. Буре Р. С. М., 2010. – 209с.

• Чичагов С., Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. – М. : Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, «Ковчег», 2013. – 896с.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры.

Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста Культура поведения – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Поэтому так важно научить ребенка везде и во всем уважать.

Игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста Обширные экологические изменения на планете побуждают ныне живущих людей всё глубже вникать в их разрешение. Глобальные изменения климата,.

Игровые обучающие ситуации как средство воспитания бережного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №29 «у лукоморья». Доклад: Игровые обучающие ситуации как.

Использование народных игр, как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Использование народных игр, как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Подготовила воспитатель: Речапова.

Народные праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально – экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной.

Проектная деятельность, как средство формирования экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста Проектная деятельность, как средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. «Мир, окружающий ребёнка,.

Проектно-исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Статья на тему: «Проектно-исследовательская деятельность – как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Спортивные игры как средство воспитания у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к спорту Виды спортивных игр, используемых в МДОУ :городки, элементы бадминтона, баскетбола, футбо­ла, хоккея, гандбола, регби, настольного тен­ниса.

Театрализованная игра как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста МАДОУ детский сад №83 общеразвивающего вида Винокурова Ольга Владимировна Театрализованная игра как средство нравственного воспитания детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Знакомство детей старшего дошкольного возраста со святыми земли нижегородской как средство воспитания духовности
Опубликовано: 13 февраля 2017 в 20:14
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД