Дарья Тамаревская
Знакомство детей с экологией
▼ Скачать + Заказать документы
Человек – часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на Земле.
В настоящее время ученые горько шутят: «Мы так много взяли у природы, что не можем ждать от нее милости». Поэтому «настало время осознать каждому, что мы живем в озоновом одуванчике, что наша Земля – одинокий небесный цветок, расположенный на удачном расстоянии от Солнца. А мы взрываем в одуванчике бомбы, прогрызаем его ранимую оболочку, стираем пыльцу, смахиваем нежные тычинки лесов. Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги и сохрани, где стоишь, где живешь».
Темочки:
Что значишь ты без трав и птиц,
И без любви к пчеле жужжащей,
Без журавлей над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймешь ты, наконец,
Врубаясь в мертвые породы,
О, человек, венец природы,
Что без природы – твой конец!
(С. Кирсанов).
Известно, что понимание природы рождается впервые как чувство. Прежде всего это эстетические чувства, так как природа является основой красоты, источником музыки, поэзии, живописи. И человек, по – настоящему прочувствовавший и понявший сердцем красоту природы, будет оберегать и охранять ее как источник радости и счастья.
Восхищение красотой природы, охрана ее и рациональное природопользование – непрерывные звенья в цепи экологического воспитания. Ученые предполагают, что начиная с раннего возраста ребенок должен оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т. е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения будущее человечества окажется в серьезных руках.
В соответствии с этим, основными задачами экологического образования являются:
• воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и
многообразия;
• формирование знаний о природе;
• развитие сопереживания к бедам природы, потребности бороться за ее сохранение;
дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно – экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой. Именно благодаря этому появляется возможность формирования у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания чувства сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Формирование знаний у дошкольников, - не самоцель. Они – необходимое условие выработки эмоционально – нравственно – действенного характера отношения к миру. Экологическая культура у ребенка формируется лишь при благоприятных социальных условиях, создаваемых в семье, детском саду, школе, при общении с друзьями по интересам. Как почва и влага для растения, так и благоприятная среда для развития ребенка имеет огромное значение; в плохой среде ребенок уродуется и чахнет.
Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимодействий в этом мире?
На наш взгляд, необходимо:
• формировать у детей основные природоведческие представления и понятия о живой
и неживой природе;
• развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
• воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле, любовь к природе;
• вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране, формируя навыки экологически грамотного, нравственного поведения.
Для этого следует шире использовать наблюдения. С их помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов природы, но и их связь со средой. Кроме того, наблюдение важно еще тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе наблюдений и т. д.).
Практическая деятельность ребенка в природе имеет ключевое значение. Индивидуальные проявления ребенка в практической деятельности – показатель их экологической воспитанности и экологической культуры.
Контакты с природой, систематическое общение с ней – важнейшее средство и условие формирования отзывчивости и ответственного отношения детей к ее объектам и явлениям.
Наблюдения, опыты и практическая деятельность в природе способствуют накоплению у детей запаса достоверных конкретно – образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, являющихся материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе.
Детям дошкольного возраста свойственно наглядно – действенное мышление, поэтому познание какого – либо объекта или явления природы необходимо начинать с его неоднократного наблюдения с подключением различных анализаторов (потрогать, понюхать, послушать).
Эти наблюдения хорошо дополнить художественными рассказами, просмотром иллюстраций, картин, прослушиванием музыки, образными движениями танца. Затем все эти впечатления хорошо отразить и закрепить в рисовании, лепке, играх с природным материалом.
Важнейший показатель бережного и заботливого отношения к живым существам – желание ребенка принимать активное участие в уходе за ними. При этом важно привить понимание, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных, что каждый живой организм живет, растет, развивается, если для этого имеются необходимые условия. В процессе труда в природе дети начинают понимать зависимость жизни и состояния растений и животных от труда человека.