Папки-передвижки

Знакомство детей с экологией

Дарья Тамаревская
Знакомство детей с экологией
▼ Скачать + Заказать документы

Человек – часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на Земле.

В настоящее время ученые горько шутят: «Мы так много взяли у природы, что не можем ждать от нее милости». Поэтому «настало время осознать каждому, что мы живем в озоновом одуванчике, что наша Земля – одинокий небесный цветок, расположенный на удачном расстоянии от Солнца. А мы взрываем в одуванчике бомбы, прогрызаем его ранимую оболочку, стираем пыльцу, смахиваем нежные тычинки лесов. Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги и сохрани, где стоишь, где живешь».

Публикация «Знакомство детей с экологией» размещена в разделах

Что значишь ты без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймешь ты, наконец,

Врубаясь в мертвые породы,

О, человек, венец природы,

Что без природы – твой конец!

(С. Кирсанов).

Известно, что понимание природы рождается впервые как чувство. Прежде всего это эстетические чувства, так как природа является основой красоты, источником музыки, поэзии, живописи. И человек, по – настоящему прочувствовавший и понявший сердцем красоту природы, будет оберегать и охранять ее как источник радости и счастья.

Восхищение красотой природы, охрана ее и рациональное природопользование – непрерывные звенья в цепи экологического воспитания. Ученые предполагают, что начиная с раннего возраста ребенок должен оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т. е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения будущее человечества окажется в серьезных руках.

В соответствии с этим, основными задачами экологического образования являются:

• воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и

многообразия;

• формирование знаний о природе;

• развитие сопереживания к бедам природы, потребности бороться за ее сохранение;

дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно – экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой. Именно благодаря этому появляется возможность формирования у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания чувства сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Формирование знаний у дошкольников, - не самоцель. Они – необходимое условие выработки эмоционально – нравственно – действенного характера отношения к миру. Экологическая культура у ребенка формируется лишь при благоприятных социальных условиях, создаваемых в семье, детском саду, школе, при общении с друзьями по интересам. Как почва и влага для растения, так и благоприятная среда для развития ребенка имеет огромное значение; в плохой среде ребенок уродуется и чахнет.

Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимодействий в этом мире?

На наш взгляд, необходимо:

• формировать у детей основные природоведческие представления и понятия о живой

и неживой природе;

• развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;

• воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле, любовь к природе;

• вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране, формируя навыки экологически грамотного, нравственного поведения.

Для этого следует шире использовать наблюдения. С их помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов природы, но и их связь со средой. Кроме того, наблюдение важно еще тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе наблюдений и т. д.).

Практическая деятельность ребенка в природе имеет ключевое значение. Индивидуальные проявления ребенка в практической деятельности – показатель их экологической воспитанности и экологической культуры.

Контакты с природой, систематическое общение с ней – важнейшее средство и условие формирования отзывчивости и ответственного отношения детей к ее объектам и явлениям.

Наблюдения, опыты и практическая деятельность в природе способствуют накоплению у детей запаса достоверных конкретно – образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, являющихся материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе.

Детям дошкольного возраста свойственно наглядно – действенное мышление, поэтому познание какого – либо объекта или явления природы необходимо начинать с его неоднократного наблюдения с подключением различных анализаторов (потрогать, понюхать, послушать).

Эти наблюдения хорошо дополнить художественными рассказами, просмотром иллюстраций, картин, прослушиванием музыки, образными движениями танца. Затем все эти впечатления хорошо отразить и закрепить в рисовании, лепке, играх с природным материалом.

Важнейший показатель бережного и заботливого отношения к живым существам – желание ребенка принимать активное участие в уходе за ними. При этом важно привить понимание, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных, что каждый живой организм живет, растет, развивается, если для этого имеются необходимые условия. В процессе труда в природе дети начинают понимать зависимость жизни и состояния растений и животных от труда человека.

Публикации по теме:

Формирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. ВолгоградФормирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. Волгоград В этом году исполнилось 75 лет Победы советских воинов в Великой Отечественной войне над фашистскими захватчиками. Поэтому, мы должны уделять.

Фотоотчет «Знакомство детей с дорожными знаками»Фотоотчет «Знакомство детей с дорожными знаками» Фотоотчет «Знакомство с дорожными знаками» Цель. Познакомить детей с знаками дорожного движения. Задачи. Закреплять умение детей различать.

Фотоотчет «Знакомство детей с народной игрушкой»Фотоотчет «Знакомство детей с народной игрушкой» Игрушка — один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства. Игрушки создавались отдельным мастером-кустарем, крестьянином,.

Сценарий экологического праздника «День Земли с феей Экологией»Сценарий экологического праздника «День Земли с феей Экологией» Ведущий: Доброе утро, жители прекрасной голубой планеты! Сегодня в нашем детском саду замечательное событие – мы празднуем День Земли.

Знакомство детей 2–3 лет с музыкальными инструментамиЗнакомство детей 2–3 лет с музыкальными инструментами Знакомство с музыкальными инструментами начинаем с первой младшей группы (2–3 года). Дети должны научиться различать звуки по высоте.

Знакомство детей дошкольного возраста с геометриейЗнакомство детей дошкольного возраста с геометрией Зачем нужна геометрия ребёнку? Обучение и развитие ребёнка должны быть неразрывно связаны с практической жизнью, с бытом ребёнка. Изучение.

Знакомство детей раннего возраста с лошадкойЗнакомство детей раннего возраста с лошадкой Знакомство детей раннего возраста с лошадкой На территории нашего детского сада уже давно проводятся иппо занятия для воспитанников всех.

Знакомство детей с народным творчествомЗнакомство детей с народным творчеством Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочется представить вашему вниманию материал по ознакомлению детей с народной культурой. Я, Кулижникова.

Знакомство детей с сорокой с показом презентации Сорока – это птица с которой дети знакомятся одной из первых, благодаря известной всем потешке «Сорока - ворона». Кто же не знает знаменитую.

Знакомство детей с волшебством городецкой росписиЗнакомство детей с волшебством городецкой росписи Город Городец- один из древних городов России. В городке этом деревянные дома украшали деревянной резьбой. Резьбой своей здешние дома обязаны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Знакомство детей с экологией
Опубликовано: 8 августа 2023 в 14:40
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Знакомство детей с экологией» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Тамаревская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД