Любовь Юдина
Знакомство детей с русским народным костюмом как средство приобщения к родной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В статье говорится о том, что на сегодняшний день падает интерес к культуре русских. Автор убежден, что необходимо знакомить дошкольников с особенностями русской народной культуры для становления морально-нравственных ориентиров, развития уважения к труду и интереса к культурному наследию своих далеких предков, что способствует укреплению патриотизма.
Ключевые слова: русская народная культура, костюм, обычаи, традиции.
Публикация «Знакомство детей с русским народным костюмом как средство приобщения к родной культуре» размещена в разделах
На сегодняшний день в нашем государстве произошло много событий в различных сферах жизни общества, которые являются одновременно сложными и противоречивыми. Появились новые праздники, отошли в прошлое время некоторые всем известные события. Без всякого сомнения, можно утверждать, что в связи с этой причиной у нового поколения мы видим упадок интереса и уважения к прошлому России. Поэтому в последнее десятилетие так актуален вопрос ознакомления детей дошкольного возраста с народной культурой русских.
На занятиях по изобразительной деятельности, окружающему миру педагоги знакомят детей с русским народным костюмом с применением наглядных методов обучения, что является важнейшим условием воспитания почтения к русской народной культуре. Сегодня у воспитанников детского сада наблюдается недостаточный уровень знаний о русской культуре. Чем быстрее взрослые познакомят детей со спецификой русской народной одежды, научат их создавать творческие изделия в продуктивных видах деятельности в соответствии с возрастным уровнем развития, тем больше исторических сведений дети будут знать о своем прошлом, уважительно относиться к его истории, узнают о национальных традициях и обычаях русских. Эта закономерность связана с тем, что дошкольный возраст является сенситивным для развития психических процессов.
Различные факторы оказали влияние на формирование костюма восточных славян в Древней Руси. Нашли отражение в русском костюме тесные связи с Византией, влияние христианских традиций, а также природные и климатические условия.
Занятия в детском саду по окружающему миру по темам ознакомления с русским народным костюмом имеют огромную значимость. Одежда в древнерусском государстве отличалась своей пышностью, разнообразием убранств и красочностью. Она отражала особенности русской культуры, то есть являлась своеобразным «зеркалом». Русские люди одевались по правилам, которые регулировались законом. Знакомя детей с одеждой в Древней Руси, особенностями ее художественного оформления, историей происхождения, педагоги могут сформировать у дошкольников знания о различных видах русского народного костюма, развивать творческие задатки. Например, расписанные заготовки праздничной и повседневной одежды русского народа можно применять в различных играх, а именно: дидактических, развивающих и сюжетно-ролевых. Это способствует установлению зрительно-моторной координации, развивает психические процессы, а именно: восприятие, мышление и речь; а также независимую художественную оценку с целью выявления эстетической ценности объекта оценки, творческие способности.
Итак, обобщая вышеизложенное, можно сформулировать вывод о том, что, приобщаясь к родной культуре, дошкольникам следует отражать полученные новые знания в творческих работах, самостоятельной деятельности и игре. Это содействует расширению мировоззрения, а также всестороннему развитию личности детей. Необходимо знакомить детей с особенностями русского костюма, потому что это является компонентом этнокультурного воспитания дошкольников, которое оказывает влияние на их разностороннее развитие. Для того, чтобы воспитать патриотические чувства, а именно: уважение и любовь к традициям и обычаям русских; познакомить с характерными признаками русского народного костюма, воспитатели и другие педагогические работники детских садов и других образовательных организаций могут применять в своей деятельности активные методы и технологии обучения. Например, метод проектов, развивающие технологии и другие.
Также работу, направленную на изучение характерных особенностей русского народного костюма, педагоги организуют не только с родителями, но и с детьми в форме проектно-исследовательской деятельности. Эта деятельность способствует развитию познавательной активности. Благодаря использованию проектно-исследовательской деятельности у родителей и детей пробуждается интерес к истории далеких предков, способствующий более качественному усвоению учебного материала. Результатами совместной работы всех участников образовательного процесса, а именно: воспитателей, детей и их семей могут являться создание мини-музея по теме «Русский народный костюм», а также умения детей видеть отличительные черты русского народного костюма.
Список использованной литературы
1. Куприна Л. С., Бударина Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством : Учебное пособие / Л. С. Куприна, Т. А. Бударина. – СПб: «Детство-пресс», 2015. – 200 с.
2. Леонова Н. Н. Русский народный костюм. Знакомство детей с историей и культурой России : Учебное пособие / Н. Н. Леонова. – М. : ВЛАДОС, 2008. – 305 с.