Дарья Тамаревская
Знакомство детей с многообразием профессий
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время, согласно ФГОС ДО, ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и труде взрослых рассматривается как неотьемлемая часть и условие их всестороннего и полноценного развития.
Профессиональная ориентация, как феномен означает процесс ознакомления детей с различными профессиями и видами труда и оказание помощи в выборе своей будущей профессии в соответствии с имеющимися склонностями и способностями.
Публикация «Знакомство детей с многообразием профессий» размещена в разделах
Пока ребенок еще мал, ему очень трудно осознать разнообразие профессий. Для того чтобы понять и осознать всю значимость, и сформировать представлениями о труде, а в дальнейшем ориентироваться в мире профессий, ему должны помочь взрослые, которые находятся рядом с ним с самого рождения (родители, воспитатели, педагоги). Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.
Важный вопрос: в каком возрасте лучше ориентировать детей на выбор будущей профессии? Практика показывает, что начинать раннюю профессиональную ориентацию нужно уже с детского сада.
Дошкольное учреждение является первой ступенью в формировании базовых знаний о профессиях, поэтому очень важно с детского сада знакомить ребенка с ними, рассказывать о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие, именно поэтому, основное направление в работе с детьми старшего дошкольного возраста ориентировано на: выявление на ранних ступенях развития способностей детей дошкольного возраста, к разным видам деятельности; обеспечение реализации интересов, способностей, склонностей дошкольников.
Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования. Сформировать представление ребёнка о многообразии профессий, структуре труда (что и как делает человек, для чего он выполняет работу, что получается в результате труда). Внедряя различные формы работы с воспитанниками, нужно использовать дифференцированный и индивидуальный подходы, инновационные образовательные методики и игровые технологии, которые являются фундаментом всего дошкольного образования.
Давайте разберем все эти составляющие поподробнее.
Для качественного и успешного решения поставленных задач при ознакомлении дошкольников с профессиями, для начала нужно создать предметно-развивающую среду, которая в дальнейшем будет способствовать прогрессивному развитию личности и поведения дошкольника, а так же позволит педагогу через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых. Воспитателю необходимо создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей. В создание условий входит обогащение детей знаниями о реалиях окружающего: о предметах, явлениях, событиях; кроме того, детям необходимо знать о взаимоотношениях людей в рамках определенных условий, о взаимодействиях на профессиональном поприще. Для организации работы в группах оформляются специальные Центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом.
Правильно созданная предметно-развивающая среда позволяет:
• углубить практические знания воспитанников;
• выявить интересы и склонности воспитанников;
• развивать интерес и умение осуществлять действия.
При проведении образовательной деятельности с воспитанниками стараться использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность воспитанников. Используются традиционные и нетрадиционные формы работы с воспитанниками.
Традиционные формы:
• традиционные, комплексные и интегрированные занятия;
• различные виды игр;
• наблюдения и экскурсии (встречи со специалистами);
• чтение художественной литературы;
• трудовая деятельность;
• экспериментальная деятельность;
• решение проблемных задач и ситуаций;
• развлечения (разгадывание кроссвордов, загадок);
• театрализованная деятельность (ролевые проигрывания поведения в
• различных ситуациях, имитационные упражнения);
• изобразительная деятельность.
Нетрадиционные формы:
• творческое моделирование и проектирование;
• разработка и составление алгоритмов;
• просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии;
• виртуальные экскурсии.
В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре.
Игра - вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! Игровая технология строится как целостное образование. В нее включаются последовательно:
• Творческая (сюжетно-ролевая, театрализованная, конструирующая) игра.
• Дидактическая (игра с предметом, настольно - печатная, словесная)
• Подвижная (сюжетная, несюжетная)
• Народная (индивидуальная, коллективная, бытовая).
Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр.
Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.
Важную роль при ознакомлении дошкольников с профессиями играют дидактические игры, которые являются средством всестороннего развития ребенка. Она способствует усвоению и закреплению у воспитанника знаний, умений, развитие умственных способностей. Дидактическая игра развивает речь детей, пополняет и активизирует словарь ребенка, формирует правильное произношение, развивает связную речь. Например, такие дидактические игры упражнения - «какие инструменты нужны для работы?»; «Все профессии нужны, все профессии важны», и т. д.
Театрализованная игра - игра, в которой воспитанники обыгрывают сюжет из литературных источников. Особое удовольствие и радость доставляют воспитанникам театрализованные представления, где дети являются и актерами и зрителями. Такая форма работы позволяет задействовать стеснительных, неуверенных в себе воспитанников, раскрыть их потенциал. Во время театрализованных игр дети взаимодействуют с куклами, на которых одежда людей разных профессий. Играя с ними, анализируют и делают выводы: для чего человеку той или иной профессии нужен этот вид одежды. Например: «зачем повару фартук и колпак?», «зачем дворнику метла?» «Зачем регулировщику жезл?» и т. д.
Так же, процесс ознакомления детей с трудом взрослых, с их профессиями с большим интересом и увлечением проходит с помощью наблюдения и экскурсий. Такие формы работы обеспечивают наибольшую выразительность представлений, максимальную действенность приобретенных воспитанниками знаний; где они на практике проявляют и закрепляют полученные знания, проявляются коммуникативные качества дошкольников. Наблюдение за работой взрослых положительно влияют на поведение воспитанников, их отношение к людям труда.
Например можно организовать экскурсии в медицинский кабинет, пищеблок, прачечную детского сада В процессе таких экскурсий дети не только обогатятся новыми впечатлениями, но и получат прекрасную возможность своими глазами увидеть, какие профессиональные и значимые для других людей действия выполняют работники детского сада.
Одним из результативных методов современного образования является метод проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальную жизнь. Работа над проектами позволит воспитанникам на простых примерах более глубоко овладевать понятиями определенных профессий, увеличить самостоятельную активность, развить творческое мышление, умение самостоятельно, с помощью различных форм и методов находить информацию о предметах или явлениях и решать проблемные ситуации. Педагоги создают проблемную ситуацию, которую дошкольники решают в рамках проектной деятельности. Можно использовать модель трех вопросов:
• - Кем работают родители и что ты знаешь о их профессиях?
• - Что нам сделать, чтобы это узнать?
• - Как нам рассказать о том, что мы узнаем?
Отвечая на эти вопросы, воспитанники совместно с педагогами определяют этапы работы над проектом. Основной этап проекта предполагает проведение тематических занятий («профессии», «Что чем делают»,«Кем я стану» и т. д., бесед («Кто работает в детском саду», «Мир профессий», «Предметы и инструменты, нужные людям разных профессий» и т. д., дидактических и подвижных игр, знакомство с пословицами и поговорками о труде. Цель и задачи проекта выполнены, если воспитанники отражают свои впечатления в игровой и продуктивной деятельности. Метод проектов также является особым механизмом взаимодействия семьи и детского сада.
Таким образом, подводя итог можно сделать вывод, что главная задача воспитания положительного отношения к труду взрослых может быть успешно решена при правильно организованной совместной работе семьи, детского сада, а позднее и школы, ведь представления о профессиях позволяют сформировать отношение к конкретным людям, представителям той или иной профессии, бережное отношение к результатам их труда.