МААМ-картинки

Знакомство детей с многообразием профессий

Дарья Тамаревская
Знакомство детей с многообразием профессий
▼ Скачать + Заказать документы

В наше время, согласно ФГОС ДО, ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и труде взрослых рассматривается как неотьемлемая часть и условие их всестороннего и полноценного развития.

Профессиональная ориентация, как феномен означает процесс ознакомления детей с различными профессиями и видами труда и оказание помощи в выборе своей будущей профессии в соответствии с имеющимися склонностями и способностями.

Публикация «Знакомство детей с многообразием профессий» размещена в разделах

Пока ребенок еще мал, ему очень трудно осознать разнообразие профессий. Для того чтобы понять и осознать всю значимость, и сформировать представлениями о труде, а в дальнейшем ориентироваться в мире профессий, ему должны помочь взрослые, которые находятся рядом с ним с самого рождения (родители, воспитатели, педагоги). Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.

Важный вопрос: в каком возрасте лучше ориентировать детей на выбор будущей профессии? Практика показывает, что начинать раннюю профессиональную ориентацию нужно уже с детского сада.

Дошкольное учреждение является первой ступенью в формировании базовых знаний о профессиях, поэтому очень важно с детского сада знакомить ребенка с ними, рассказывать о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие, именно поэтому, основное направление в работе с детьми старшего дошкольного возраста ориентировано на: выявление на ранних ступенях развития способностей детей дошкольного возраста, к разным видам деятельности; обеспечение реализации интересов, способностей, склонностей дошкольников.

Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования. Сформировать представление ребёнка о многообразии профессий, структуре труда (что и как делает человек, для чего он выполняет работу, что получается в результате труда). Внедряя различные формы работы с воспитанниками, нужно использовать дифференцированный и индивидуальный подходы, инновационные образовательные методики и игровые технологии, которые являются фундаментом всего дошкольного образования.

Давайте разберем все эти составляющие поподробнее.

Для качественного и успешного решения поставленных задач при ознакомлении дошкольников с профессиями, для начала нужно создать предметно-развивающую среду, которая в дальнейшем будет способствовать прогрессивному развитию личности и поведения дошкольника, а так же позволит педагогу через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых. Воспитателю необходимо создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей. В создание условий входит обогащение детей знаниями о реалиях окружающего: о предметах, явлениях, событиях; кроме того, детям необходимо знать о взаимоотношениях людей в рамках определенных условий, о взаимодействиях на профессиональном поприще. Для организации работы в группах оформляются специальные Центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом.

Правильно созданная предметно-развивающая среда позволяет:

• углубить практические знания воспитанников;

• выявить интересы и склонности воспитанников;

• развивать интерес и умение осуществлять действия.

При проведении образовательной деятельности с воспитанниками стараться использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность воспитанников. Используются традиционные и нетрадиционные формы работы с воспитанниками.

Традиционные формы:

• традиционные, комплексные и интегрированные занятия;

• различные виды игр;

• наблюдения и экскурсии (встречи со специалистами);

• чтение художественной литературы;

• трудовая деятельность;

• экспериментальная деятельность;

• решение проблемных задач и ситуаций;

• развлечения (разгадывание кроссвордов, загадок);

• театрализованная деятельность (ролевые проигрывания поведения в

• различных ситуациях, имитационные упражнения);

• изобразительная деятельность.

Нетрадиционные формы:

• творческое моделирование и проектирование;

• разработка и составление алгоритмов;

• просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии;

• виртуальные экскурсии.

В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

Игра - вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! Игровая технология строится как целостное образование. В нее включаются последовательно:

• Творческая (сюжетно-ролевая, театрализованная, конструирующая) игра.

• Дидактическая (игра с предметом, настольно - печатная, словесная)

• Подвижная (сюжетная, несюжетная)

• Народная (индивидуальная, коллективная, бытовая).

Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр.

Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

Важную роль при ознакомлении дошкольников с профессиями играют дидактические игры, которые являются средством всестороннего развития ребенка. Она способствует усвоению и закреплению у воспитанника знаний, умений, развитие умственных способностей. Дидактическая игра развивает речь детей, пополняет и активизирует словарь ребенка, формирует правильное произношение, развивает связную речь. Например, такие дидактические игры упражнения - «какие инструменты нужны для работы?»; «Все профессии нужны, все профессии важны», и т. д.

Театрализованная игра - игра, в которой воспитанники обыгрывают сюжет из литературных источников. Особое удовольствие и радость доставляют воспитанникам театрализованные представления, где дети являются и актерами и зрителями. Такая форма работы позволяет задействовать стеснительных, неуверенных в себе воспитанников, раскрыть их потенциал. Во время театрализованных игр дети взаимодействуют с куклами, на которых одежда людей разных профессий. Играя с ними, анализируют и делают выводы: для чего человеку той или иной профессии нужен этот вид одежды. Например: «зачем повару фартук и колпак?», «зачем дворнику метла?» «Зачем регулировщику жезл?» и т. д.

Так же, процесс ознакомления детей с трудом взрослых, с их профессиями с большим интересом и увлечением проходит с помощью наблюдения и экскурсий. Такие формы работы обеспечивают наибольшую выразительность представлений, максимальную действенность приобретенных воспитанниками знаний; где они на практике проявляют и закрепляют полученные знания, проявляются коммуникативные качества дошкольников. Наблюдение за работой взрослых положительно влияют на поведение воспитанников, их отношение к людям труда.

Например можно организовать экскурсии в медицинский кабинет, пищеблок, прачечную детского сада В процессе таких экскурсий дети не только обогатятся новыми впечатлениями, но и получат прекрасную возможность своими глазами увидеть, какие профессиональные и значимые для других людей действия выполняют работники детского сада.

Одним из результативных методов современного образования является метод проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальную жизнь. Работа над проектами позволит воспитанникам на простых примерах более глубоко овладевать понятиями определенных профессий, увеличить самостоятельную активность, развить творческое мышление, умение самостоятельно, с помощью различных форм и методов находить информацию о предметах или явлениях и решать проблемные ситуации. Педагоги создают проблемную ситуацию, которую дошкольники решают в рамках проектной деятельности. Можно использовать модель трех вопросов:

• - Кем работают родители и что ты знаешь о их профессиях?

• - Что нам сделать, чтобы это узнать?

• - Как нам рассказать о том, что мы узнаем?

Отвечая на эти вопросы, воспитанники совместно с педагогами определяют этапы работы над проектом. Основной этап проекта предполагает проведение тематических занятий («профессии», «Что чем делают»,«Кем я стану» и т. д., бесед («Кто работает в детском саду», «Мир профессий», «Предметы и инструменты, нужные людям разных профессий» и т. д., дидактических и подвижных игр, знакомство с пословицами и поговорками о труде. Цель и задачи проекта выполнены, если воспитанники отражают свои впечатления в игровой и продуктивной деятельности. Метод проектов также является особым механизмом взаимодействия семьи и детского сада.

Таким образом, подводя итог можно сделать вывод, что главная задача воспитания положительного отношения к труду взрослых может быть успешно решена при правильно организованной совместной работе семьи, детского сада, а позднее и школы, ведь представления о профессиях позволяют сформировать отношение к конкретным людям, представителям той или иной профессии, бережное отношение к результатам их труда.

Публикации по теме:

Долгосрочный проект для детей 4–5 лет «Путешествие в мир профессий»Долгосрочный проект для детей 4–5 лет «Путешествие в мир профессий» Актуальность проекта: конечно, любой ребёнок ещё мал, чтобы определить свой путь и сейчас выбрать профессию, которая ему по душе. За время.

Конспект ООД из раздела «Социальный мир» (знакомство с трудом взрослых в старшей группе). «Мир профессий. Ателье»Конспект ООД из раздела «Социальный мир» (знакомство с трудом взрослых в старшей группе). «Мир профессий. Ателье» Приоритетная область: познавательное развитие. Интеграция образованных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие,.

Конспект прогулки «Наблюдение за многообразием формы и цвета листьев» в подготовительной группеКонспект прогулки «Наблюдение за многообразием формы и цвета листьев» в подготовительной группе Цели: продолжать знакомить детей с многообразием растительного мира; учить различать растения по внешнему виду; развивать исследовательскую.

Конспект прогулки «Наблюдение за многообразием растений»Конспект прогулки «Наблюдение за многообразием растений» Цель прогулки: закрепить знания детей о деревьях,различных их частях (корни, ствол,крона); учить отличать различные виды деревьев; продолжать.

Конспект занятия «Знакомство детей с необычными видами профессий» в подготовительной группеКонспект занятия «Знакомство детей с необычными видами профессий» в подготовительной группе Наименование дошкольной организации: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 34 х. Павловского Конспект.

Фотоотчет об участии в мероприятии «Лабиринт профессий. Знакомство старшеклассников с профессиями»Фотоотчет об участии в мероприятии «Лабиринт профессий. Знакомство старшеклассников с профессиями» 23 марта 2018 года в нашем «Культурно-досуговом центре «Колос» в библиотеке прошло мероприятие «Лабиринт профессий», на котором происходило.

Общешкольное мероприятие «Калейдоскоп профессий» для воспитанников 4 9 групп детей с ОВЗОбщешкольное мероприятие «Калейдоскоп профессий» для воспитанников 4 9 групп детей с ОВЗ Тема: «Калейдоскоп профессий» Цель: актуализация знаний о мире профессий (расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенного и.

Проект «Город профессий» для детей 4–5 летПроект «Город профессий» для детей 4–5 лет ПРОЕКТ Город ПРОФЕССИЙ Сколько профессий и все хороши: Каждый способен найти для души Составили воспитатели: Л. А. Дмитриева, М. А. Махова.

Квест-игра «Путешествие в страну Профессий» в рамках проекта «Карусель профессий»Квест-игра «Путешествие в страну Профессий» в рамках проекта «Карусель профессий» С целью обобщения полученных знаний за год в рамках клуба «Карусель профессий», расширения кругозора воспитанников в области существующих.

Профессиональная ориентация дошкольников. Знакомство с миром профессийПрофессиональная ориентация дошкольников. Знакомство с миром профессий Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Знакомство детей с многообразием профессий
Опубликовано: 26 декабря 2023 в 18:22
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Знакомство детей с многообразием профессий» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Тамаревская (УИ 356928) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД