МААМ-картинки

Знакомим детей с природой родного края.

Ирина Торощина
Знакомим детей с природой родного края.
▼ Скачать + Заказать документы

Ознакомление детей с родной природой.

В общении с природой у детей развивается любознательность, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Начиная с младшей группы мы воспитываем любовь и бережное отношение к природе, используя разнообразные методы и приемы. Одним из аспектов такой работы является ознакомление детей с природой на участке и за его пределами. У нас на участке растут разные деревья и кусты, есть цветник. Наш участок красивый и привлекательный во все времена года. И тем не менее я не раз замечала у детей равнодушие к этой красоте.

Темочки:

Например, ребята любят играть под березкой, но не замечают кружевной зелени ее листочков, не обращают внимание на их шелест. Мало кто из детей любуется только что распустившимися цветами, их яркими красками. Я поставила перед собой задачу не только научить детей видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание участвовать в ее создании. С самого начала учебного года я ввела с детьми постоянные наблюдения за изменениями в природе. Ежедневно осматривали растения на участке: вот появились первые желтые листья, деревья и кусты стали еще наряднее. Ходили с детьми по опавшим листьям, слушали их шорох, любовались красотой осеннего ковра. В группе я прочитала детям книгу С. Воронина «Моя береза». Автор говорит о дереве как о живом существе, которое радуется теплу и солнцу, умеет защищать себя и в осеннее ненастье, и в зимнюю стужу. На прогулке в яркий солнечный осенний день дети с интересом рассматривали березку. Отмечали что веточки у нее гибкие, свисают вниз, на дереве много листьев. Я обратила внимание ребят на то, что среди зеленых листьев появились желтые- это первый признак осени.

Во время следующей прогулки мы остановились у осины. Ее листья трепетали на ветру. Сравнивая березу и осину в осеннем наряде, ребята сразу заметили, что листья на березе стали совсем желтые, а на осине они разного цвета. Чтобы расширить представление детей, усилить их впечатления, я провела несколько целевых прогулок и экскурсий в осенний парк. В парке среди старых высоких сосен группами или в одиночку стоят рябины, липы, березки, сирень. Я рассказала детям, что старые сосны- это остатки леса, который когда-то шумел а берегу реки. Остальные деревья посадили люди, что бы украсить свой город, сделать его зеленым. Прочитала стихотворение «Золотая осень, как же ты красива. В золотом наряде, в свете золотом…» А потом предложила посмотреть вокруг и сказать, чем же нам нравиться осень. Рассказала детям, что это время года любили русские художники, писатели, поэты, например А. С. Пушкин написал прекрасное стихотворение: «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса!» После прогулки, рассматривая картину И. Левитана «Золотая осень», ребята сравнивали ее с тем, что видели в парке.

Одновременно проводила работу с родителями: оформила стенды «Осень глазами детей», «Удивительный мир природы», организовала консультацию «Организация семейных прогулок», на которой объяснила, что рассказывать и показывать детям, как собирать букеты из листьев. Проводила с папами и мамами беседы: «Как привить любовь к природе», «Природа родного края».

Сколько радости и новых впечатлений приносит детям зима! Они рассматривают деревья, покрытые инеем, удивляются разнообразной форме и величине снежинок. Однажды на прогулке я почитала детям стихотворение Л. Квитко.

«…Ветер веет, веет, веет,

Теплым снегом сеет, сеет…

Пух да пух- бело вокруг.

Сразу тихо-тихо стало

Снег лежит как одеяло.»

А затем задала вопросы: Почему снег называют теплым? Почему его сравнивают с одеялом? С чем еще можно сравнить снег?

В один из январских дней дети вышли на участок и заметили, что все деревья и кусты были в инее. Когда подошли к березке, я прочитала стихотворение С. Есенина «Белая береза». Свои впечатления о такой красоте дети отразили в рисунках. Зимой мы несколько раз бывали в парке. Дети отметили что в парке стало тихо и светло. В детском саду на участке дети с родителями смастерили кормушки для птиц. Ребята приносили им угощения: семечки, хлеб, орешки. На кормушку прилетали воробьи, синицы, галки, сороки. Я объяснила детям, что все эти птицы прилетают близко к жилью, чтобы прокормиться, и люди помогают им переносить суровое зимнее время.

Пробуждение природы после зимнего сна приносит детям особенно много радости. Мы ходили в парк ранней весной. На деревьях еще нет листьев, под кустами лежит снег, а на пригорке уже зеленеет первая травка. Неповторимый запах тающего снега и подсыхающей на пригорке листвы наполняет воздух. Столько ярких впечатлений получили дети: трава сейчас нежная, кончики у нее острые, только не колются; у березки чешуйки лопнули и чуть-чуть виднеются листочки. Вскоре на участке зазеленели березы, их ветки покрылись маленькими нежными листочками. Я рассказала детям, что береза первая в конце лета напоминает нам об осени, а весной раньше всех зеленеет. Прилетели скворцы и громко распевали свои песни у скворечников. Весной мы часто ходили в парк. Деревья здесь стали совсем зелеными. Ребятам очень нравиться прислушиваться к птичьим голосам, и однажды кто-то спросил: «О чем же поют птицы?» Я предложила послушать стихотворение Я. Акима из книги «Песенка в лесу» :

Свети нам, солнышко, свети,

Проснувшись утром рано!

Пока ты здесь, не улетим

На юг, в чужие страны.

Зимой тоскуют журавли

И лета не дождутся-

Скорей бы из чужой земли

В зеленый лес вернуться.

Очень важно было убедить родителей продолжить начатую мной работу дома, в семье, воспитывать у детей бережное отношение ко всему живому. Советовала родителям сходить с детьми в лес, рассмотреть первые весенние цветы, послушать пение птиц, какие прочитать книжки о временах года, какие выучить стихи.

Таким образом, в процессе ознакомления с родной природой, дети научились ценить и любить природу, стали бережнее относиться ко всему живому, появилось стремление беречь и оберегать природу родного края, сделать ее еще краше. Поэтому природа окружающая ребенка в городе,- это не только участок детского сада. Это и деревья на улице, газоны вокруг дома, и цветы в его дворе. Экскурсии обогатили детей новыми впечатлениями, научили их видеть и замечать то, мимо чего они раньше проходили.

Пойдут годы, наши дети вырастут, и я верю, что они навсегда сохранят в своем сердце любовь к родной русской природе, доброту и отзывчивость ко всему живому!

Публикации по теме:

Наш уютный уголок.Наш уютный уголок. Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. При отборе растений и животных для уголка.

Уголок природыУголок природы Вот такой у нас уголочек природы. Он у нас не весь, планируем небольшой огородик. Детям очень интересен растительный и животный мир. Поэтому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Знакомим детей с природой родного края.
Опубликовано: 29 июля 2012 в 22:07
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Знакомим детей с природой родного края.» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Торощина (УИ 5193) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 27.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 января 2025 понедельник
Печатаем, штампуем и мастерим из российских газет
Добрый вечер, Щедрый вечер! Встречаем Старый Новый год!
14 января 2025 вторник
Празднуем Старый Новый год по сценарию
Праздник логических игр и головоломок



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД