Наталья Шаталова
Значимые характеристики развития детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Значимые характеристики
развития детей старшего дошкольного возраста
Формы реализации программы: игра, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность, проектная деятельность. Реализация Программы осуществляется в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка, в организованной образовательной деятельности.
Публикация «Значимые характеристики развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Характер взаимодействия взрослых и детей : личностно-развивающий и гуманистический.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
• Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
• Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
• Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
• Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
• Проявляет ответственность за начатое дело.
• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
• Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.
• Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
• Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
• Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
• Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
• Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
• Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
Игровая деятельность:
самостоятельно отбирает или придумывает разнообразные сюжеты игр;
придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации. Находит новую трактовку роли и исполняет ее. Может моделировать предметно-игровую среду;
в дидактических играх договаривается со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем; проявляет себя терпимым и доброжелательным партнером;
понимает образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и оформление постановки;
в беседе о просмотренном спектакле может высказать свою точку зрения;
владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила поведения в театре;
участвует в творческих группах по созданию спектаклей («режиссеры», «актеры»,«костюмеры», «оформители» и т. д.);
имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
Коммуникативная деятельность:
пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения; составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия;
употребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов;
различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове;
различает жанры литературных произведений;
называет любимые сказки и рассказы; знает наизусть 2-3 любимых стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки;
называет 2-3 авторов и 2-3 иллюстраторов книг;
выразительно читает стихотворение, пересказывает отрывок из сказки, рассказа.
Познавательно-исследовательская деятельность:
самостоятельно объединяет различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов);
устанавливает связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находит части целого множества и целое по известным частям;
считает до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20);
называет числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10);
соотносит цифру (0-9) и количество предметов;
составляет и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуется цифрами и арифметическими знаками;
различает величины: длину (ширину, высоту, объем (вместимость, массу (вес предметов) и способы их измерения;
измеряет длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимает зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения);
умеет делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть;
различает, называет: отрезок, угол, круг (овал, многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др., шар, куб. Проводит их сравнение.
ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др., обозначает взаимное расположение и направление движения объектов; пользуется знаковыми обозначениями;
умеет определять временные отношения (день - неделя - месяц); время по часам с точностью до 1 часа;
знает состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших;
умеет получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
знает название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года;
имеет разнообразные впечатления о предметах окружающего мира;
выбирает и группирует предметы в соответствии с познавательной задачей;
знает герб, флаг, гимн России;
называет главный город страны;
имеет представление о родном крае; его достопримечательностях;
имеет представления о школе, библиотеке;
знает некоторых представителей животного мира (звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые);
знает характерные признаки времен года и соотносит с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений;
знает правила поведения в природе и соблюдает их;
устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.
Трудовая деятельность:
самостоятельно ухаживает за одеждой, устраняет непорядок в своем внешнем виде;
ответственно выполняет обязанности дежурного по столовой, в уголке природы;
проявляет трудолюбие в работе на участке детского сада;
может планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр.
Конструктивная деятельность:
способен соотносить конструкцию предмета с его назначением;
способен создавать различные конструкции одного и того же объекта;
может создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.
Изобразительная деятельность:
различает виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура,декоративно-прикладное и народное искусство;
называет основные выразительные средства произведений искусства.
создает индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные,
предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений;
использует разные материалы и способы создания изображения;
лепит различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения;
создает сюжетные композиции из 2-3 и более изображений;
выполняет декоративные композиции способами налепа и рельефа. Расписывает вылепленные изделия по мотивам народного искусства;
создает изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и способы вырезания и обрывания;
создает сюжетные и декоративные композиции.
Музыкальная деятельность:
узнает мелодию Государственного гимна РФ;
определяет жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец) и инструмент, на котором оно исполняется;
определяет общее настроение, характер музыкального произведения;
различает части музыкального произведения (вступление, заключение, запев, припев);
может петь песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание);
может петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него;
умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок;
умеет выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг);
инсценирует игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах;
исполняет сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.
Двигательная деятельность:
выполняет правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье);
может прыгать на мягкое покрытие с высоты до 40 см; мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега -180 см; в высоту с разбега - не менее 50 см; прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами;
может перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг, бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния А-5 м, метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м, метать предметы в движущуюся цель;
умеет перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в две шеренги после расчета на «первый-второй», соблюдать интервалы во время передвижения;
выполняет физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции;
следит за правильной осанкой;
ходит на лыжах переменным скользящим шагом на расстояние 3 км, поднимается на горку и спускается с нее, тормозит при спуске;
участвует в играх с элементами спорта (городки, бадминтон, баскетбол, хоккей, настольный теннис);
плавает произвольно на расстояние 15 м.
имеет сформированные представления о здоровом образе жизни.
Безопасность:
соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду, поведения на улице и в транспорте, дорожного движения;
различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция», объясняет их назначение;
понимает значения сигналов светофора;
узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети». «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»;
различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»;
знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).