Надежда Васильевна Сидорова
Значимость полиценностного мира в обучении детей с ОВЗ на дому и в стационаре в информационно-образовательном пространстве
▼ Скачать + Заказать документы
Данная статья представляет 40-летний опыт педагога, из которых 30 лет - индивидуальное обучение детей на дому в МОБУ СОШ №35 и детей, проходящих длительное лечение и обучение в Медцентре на площадке УчимЗнаем в г. Якутске.
Аннотация: в данной статье рассматриваются значимость полиценностного мира в обучении детей с ОВЗ на домашнем обучении и длительно-болеющих детей, проходящих лечение в стационаре на площадке УчимЗнаем в г. Якутске.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Полиция. Знакомство с профессией
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Ключевые слова: полиценностный мир аксиологических (ценностных) координат в обучении английскому языку детей с ОВЗ на дому и в стационаре; общечеловеческие, личностные, планетарные ценности, само-идентификационный и коммуникативно-сетевой пределы деятельности учителя и ученика и развитие проектного мышления в образовательном и информационном пространстве.
В современной действительности 20-х годов XXI века, когда Россия становится центром развития культуры разных народов, населяющих ее территорию современному человеку необходимо быть сориентированным в этом сложном и многообразном мире информационных технологий, поэтому полиценностный мир как особая форма связи представляет собой сферу ценностных координат, ориентируясь на которые нам легче учиться, работать, мечтать, осуществлять задуманное, понимать самих себя и быть готовыми защищать свою родную землю от разрушения и посягательств.
В такой период становится востребованной философия образования в её аксиологическом аспекте, которая способна предостеречь человека от отчаяния и научить его правильно организовать своё жизненное пространство, где он не будет попадать в состояние предпропастевой ситуации, которую так убедительно показал С. Э. Крапивенский [1] вместе с К. Ясперсом; т. е. в ситуацию, когда возникшее перед человеком «новое… сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели». [2], но современный человек, стремясь к их осуществлению, вынужден жить в сфере действия многих ценностей одновременно, поэтому у него возникает потребность в полиценностных системах. Они способны охватить все уровни структурных организаций человека в обществе и являться устойчивыми элементами, на которые человек может опереться в этом быстро изменяющемся и далеко нестабильном мире.
Ориентир на полиценностный мир, его значимость и его возможности становится для учителей единственным, устойчивым аксиологическим (ценностным) образованием, на которые можно опереться в этом быстро изменяющемся мире глобальных проблем и ядерных угроз. Взаимодействие различных уровней полиценностного мира представлено следующей моделью №1
Рисунок №1. Модель 1: «Взаимодействия различных уровней полиценностного мира человека»
Общечеловеческие ценности и их существование связано напрямую с жизнью человека, с сохранением его здоровья и здорового образа жизни, безопасность жизни на планете Земля, а для школьного учителя в урочное и внеурочное время становится важным понимание значимости здоровье сберегающих технологий и абилитационных возможностей, которые учитель учитывает в обучении детей с ОВЗ на дому и в стационаре.
Здоровье сберегающие технологии в урочное и внеурочное время дают возможность учителю проводить не только «физкульт минутки здоровья», иногда с музыкальным сопровождением по желанию самих учеников из их мобильных устройств, но другие упражнения на укрепления здоровья, повышающие настроение, душевное равновесие ученика послеоперационного периода в урочное время. Особое внимание в диалоге «учитель-ученик» уделяется обсуждению тем правильного питания, досуга, общения, освоения новых компьютерных технологий, их польза и вред и многое другое.
Абилитационные возможности полиценностного мира как иной способ диалога о жизнедеятельности учеников нашей школы внеурочное время, которые пытаются через доступную для них среду укреплять свои витальные (жизненные) ценности «здесь» и «сейчас», находясь в инвалидном кресле, найти сил, сохранить энергию жизни, осваивая доступную среду, где можно петь, читать стихи, сочинять свои и их печатать, при этом танцевать, заниматься музыкой, как средством коммуникации между живыми душами людей твоего мира или заниматься рукоделием и радоваться в собственных глазах своими возможностями, быть интересным, нужным своим близким, родным, друзьям и уметь делиться этой радостью. Более амбициозные поступают не только на психолога, юриста, программиста в высшие и средние учебные заведения и не только в г Якутске и Москве, а становятся студентами по специальности «кибербезопасность» в университет Петра Великого в г. С. Петербурге и других городах России и гордятся этим!
Общечеловеческий потенциал ценностей и их аксиологические координаты напрямую связан с непреходящими ценностями служить своей Родины и быть солдатом - защитником своей земли от чужеземных посягательств. Наши ученики не только пишут и отправляют свои проекты в «Бессмертный Полк», гордясь своим дедами, героями во время Великой Отечественной Войны, но и сами становятся и стали героями СВО России, гордостью учителей и своих родных.
Личностные ценности, тесно связанные с само-идентификационным и коммуникативно-сетевым пределами становятся приоритетными полиценностями, способные помочь конкретному, нуждающемуся ученику вместе с родителями и учителями прийти к самому себе, убедить себя, что его жизнь – ценность, не смотря на вызовы жизни, неудачные операции и долгое, утомительное лечение с обучением. Всё же услышать себя в других людях, осознать бесконечный внутренний мир своих интересов и возможностей и пытаться освоить постоянно меняющийся облик общества и мир новых технологий в образовательном и информационном пространстве и ответить на философский вопрос в аксиологической координате: «Кто- Я?», «Что Я умею, могу и смогу заниматься в реальном, живом человеческом, а не в виртуальном мире развлечений и виртуальных возможностей цифрового мира, в который погружается мир людей и наши дети?»
Именно поэтому, ценностное сознание является способом отображения проблемности общественных процессов в наше время и существует в качестве проектной реальности, а сама природа ценностного отношения человека есть многообразие его связей с миром другого человека, которое совместно с ценностным сознанием к миру реальности позволяет человеческой личности определить пространство своей жизнедеятельности. Школьному учителю, обсуждая с учащимися на уроке проблемные ситуации по экологии, загрязнение дворов и улиц, посадки деревьев, кустов, цветов во дворе и улице, где живём и другие жизнетворные темы. При этом значимым для учителя становится учитывать синергетические элементы (моменты) на уроках, когда раскрываются и обсуждаются в диалоге с учеником, на примере жизни знаменитых и успешных людей, такие понятия как самостановление, саморегуляция, саморазвитие и самоорганизация, то есть, необходимые для становления самобытного образа личности. Эта цель созвучна с концепцией человеческой личности Н. А. Бердяева, И. О. Лосского, П. А. Флоренского. Такое образование способствует формированию той системы знаний, умений, навыков, которые позволяют взрослеющему молодому человеку не только реализовать свой творческий потенциал, но и развивать те личностные компетенции, которые позволят ему адекватно и быстро реагировать на изменчивость и неустойчивость социальной реальности и быть нужным и востребованным обществом и людьми, отметив при этом, что приоритет должен принадлежать личностным ценностям образования, так как «личностью не родятся, личностью становятся» [3], а его социализация, как способ поиска своей ниши в определенном слое бытия, становится процессом усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей для своей жизнедеятельности. Реальная жизнь современного мира в цифровом формате подводит к пониманию того, что «Образование – это не то, что человек знает и помнит, а то, что реально влияет на его поведение и проявляется в нём».[4].
Мир нарастающей цифровизации и жизнь в нем– это новые вызовы и испытания современной действительность XXI в, который даёт шанс педагогу освоить новые возможности, их осмыслить, творчески переработать и по-новому взглянуть на традиционное начало индивидуального обучения «лицом к лицу» детей на дому, когда инновационное, молниеносное вторжение цифрового мира кардинально изменяет ценности образовательного пространства в педагогической деятельности школьного учителя, достижения самого ученика и ожидания родителей. В своем аксиологическом, ценностном аспекте умение учителя правильно организовать своё жизненное пространство, когда учитель и ученик сам осознают свою внутреннюю позицию и наличие готовности к деятельности в соответствии с определенными ценностями, которые определяются как ценностные установки и использовать разные технологии обучения в урочное и внеурочное время, такие как; 1) развитие творческого и критического мышления через проектную деятельность; 2) технология диалога через проблемно-поисковые методы для формирования проектного мышления, «Я-проектное сознание», и создание видеопроектов и презентаций, повышая свои самооценки, защищая свои аксиологические (ценностные) ориентиры и нравственно-этические начала человеческой коммуникации в сложном мире человеческих отношений. Очевидным фактом современной жизни людей в образовательном и информационном пространстве 20-х годов ХХI века становится система устойчивых отношений личности к окружающему миру и к самим себе в форме фиксированных установок на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества, которые являют миру аксиологические (ценностные) ориентиры в виде аксиологических координат, к ним мы можем отнести востребованные технологии дистанционного обучения в skype, zoom, sferum, whatsApp. Их успешное овладение и использование как на уроках, так и в личной жизни учителя и ученика приводит нас к обоснование других целей и возможностей в обучении, о которых пишет К. Д. Ушинский: «Цель обучения ребёнка – сделать его способным развиваться дальше, без учителя».
В течение всего учебного года особое внимание учителя уделяют детям, проходящим лечение в Медцентре на площадке УчимЗнаем в г. Якутске, которые проходят сложные операции, утомительное медикаментозное лечение, а потом курс длительной реабилитации и абилитации, точнее длительного восстановления своего здоровья. Среди них есть дети, мечтающие самостоятельно сидеть, стоять, научиться ходить, другие мечтают получить нужное лечение, успешно учиться, а после школы поступить и продолжить свою учебу в колледжах, техникумах, университетах и приобрести профессию и это получается у многих из них. Учитель, с такими детьми, использует как традиционные методы «лицом к лицу», а при необходимости технологии дистанционного обучения, чтобы быть рядом с учеником, даже если он делает операцию в С. Петербурге, проходит реабилитацию в Москве, а живёт и учится в Якутске. Мы радуемся результатами их успешного участие в акции «Бессмертный Полк» - «Книга Памяти» Борисов Дьулустан, 8кл (2023г.) и в акции «Минута Чтения – 2023» (2023г., Курчатова Тамара, 9кл., посвященной Году Педагога и наставника. Дети ежегодно участвуют в конкурсе рисунков как на школьном и городском уровне, так и на межрегиональном уровне, (20.11-03.12.2023г., где представлен мир своих возможностей Семкив Александр, 5кл. (на домашнем обучении) и Иванов Дима, 5кл. (обучение в стационаре на площадке «УчимЗнаем», проходят Открытые уроки на платформе Сферум по теме: «Мои увлечения и мечты» Курчатовой Тамары, 9 кл. с демонстрацией видеопроекта ученицы в конце урока по теме: «Мой любимый мультфильм» (21.02.23, а также Открытый урок на платформе Сферум по теме: «Как быть здоровым» Ушакова Сергея, 9кл. с демонстрацией видеопроекта ученика: «Как быть здоровым». (март, 2023., а день космонавтики представлена презентация в Power Point Ушаковым Сергеем, 9 кл. по теме: «День космонавтики» (апрель, 2023). Вся эта деятельность раскрывает возможности освоения цифрового мира детей с ОВЗ, попавшие в трудную жизненную ситуацию.
Ориентация на полиценностный мир, его значимость и возможности как особая форма связи между людьми, обществом и окружающей нас природой становится для учителя, учеников, их родителей устойчивым аксиологическим образованием в школьном обучении. Мы все разные, но мы все равные в достижении тех целей, которые мы ставим и реализуем, которые возвышают нашу человеческую и профессиональную жизнь и придают всем нам жизненный смысл, включающий в себя быть жизнедеятельными и востребованными людьми, обществом и государством.
Литература
1. Крапивенский С. Э. Человек в сегодняшней предпропастевой ситуации - // Человек в современных философских концепциях: Материалы Третьей Международной научной конференции. г. Волгоград, 2004. В 2т. Т 1. С. 105 – 110.
2. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 33.
3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. – С. 176.
4. Гусинский Э. Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. – М. : Издательская корпорация «Логос», 2000. – 224с. С. 40.