Трощенко Ирина
Значимость формирования основ финансовой грамотности у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время финансовая грамотность относиться к значимой
компетенции современного человека, как умение читать, писать. при этом
финансовая грамотность является ведущей стороной в обеспечении
полноценной жизни личности, затрагивающая общественную и частную
жизнь человека.
Личности в течении всего жизненного цикла вынуждена решать
финансовые вопросы в области доходов и расходов. Что подводит к
Публикация «Значимость формирования основ финансовой грамотности у старших дошкольников» размещена в разделах
необходимости приобретать нужные личности знания и навыки финансово-
экономической области.
В связи с принятием стратегии (от 25 сентября 2017 по 2023гг) «О
повышении финансовой грамотности населения РФ». С целью финансового
образования граждан через создание основ финансового просвещения,
которое по мнению разработчиков стратегии предполагается, что проведение
просветительской работы по финансовой грамотности необходимо начинать
с дошкольного возраста. Так как дошкольники находятся на начальном этапе
жизненного цикла, где должны закладываться предпосылки к способностям
управлять финансами, как гарант материального благополучия[3].
При этом, Л. Н. Галкина отмечает: «Финансовая грамотность в данном
возрастном периоде должна прививаться через бережливость, деловитость,
рациональность поведения финансовых операций (по принципу «семь раз
отмерь, один раз отрежь», трудолюбивость, правильность ценностной
оценкой результатов труда, что будет способствовать формированию у
подрастающей личности правильного представления о финансовом мире,
принятию грамотного, взвешенного решения»[2].
А так как главной целью и результатом ФГОС ДО является
всестороннее развитие личности. То формирование финансовой грамотности
способствует приблизить дошкольников к реальной жизни, пробудить
экономическое мышление, приобретая качества, присущие полноценной
личности.
82
Поэтому необходимо проводить работу по формированию финансовой
грамотности в старшем дошкольном возрасте. И. Б. Бичева писала: «Старший
дошкольник постепенно включается в экономическую жизнь общества,
финансовые отношения (распределение и потребление материальных благ в
семье, в рамках проведения работы по финансовой грамотности у
дошкольников закладываются такие качества, как: трудолюбие,
бережливость, расчетливость, организованность, инициативность,
практичность, самостоятельность, деловитость, формируются умения
разумно соизмерять потребности с реальными возможностями» [1].
При этом вся воспитательно-образовательная направленность по
формированию финансовой грамотности у старших дошкольников должна
осуществляться с постепенным и дозированным погружением его в
современный мир финансово-экономических отношений общества, с
ограниченным перечнем базовых финансово-экономических понятий
посредством театральных постановок, игр, сказок, разбор различных
жизненных ситуационных задач. В условиях тесного взаимодействия
педагогов с родителями. Так как единство воспитания и обучения является
эффективным условием образовательной деятельности, неразделимые в
процессе формирования и развития личности ребенка. Поэтому на уровне
развития каждого ребенка необходимо в процессе формирования основ
финансовой грамотности реализовывать ряд воспитательно-образовательных
задач: знакомство дошкольников с финансовой сферой жизни; закладывание
ответственности и бережливого отношения к финансовым ресурсам;
знакомство с финансово-экономическими понятиями; формировать разумные
экономические потребности и умения рационально организовывать свою
трудовую деятельность; способствовать формированию позитивного
личностного развития дошкольника и социализации; воспитание
положительной мотивации к формированию финансовой культуры и
овладения финансовой грамотностью[4].
При этом Л. Н. Галкина указывала: «Воспитательно-образовательная
деятельность по реализации задач ранней финансовой грамотности
дошкольников должна осуществляться не только в форме
регламентированной образовательной и совместной образовательной
деятельности, но и продолжаться в самостоятельной деятельности
дошкольников в специально организованной развивающей предметно-
пространственной среде (РППС)»[2].
Которая, по мнению исследователя должна содержать предметы
отражающие все сферы экономики и разделяться на три зоны:
информационную (художественная литература экономического содержания);
деятельностно-игровую (наборы игр «Банк», «Биржа», «Рекламное агенство»,
«Аукцион» и др.); занимательно-экономическую (экономические
кроссворды, ребусы, лабиринты, задачи и др.)[2].
Анализ научно-методической литературы показал, что в процессе
формирование у дошкольников основ финансовой грамотности не мало
важное значение отводиться правильно подобранным средствам обучения,
83
которые нужно направлять на развитие деятельности дошкольников и
наличия обратной связи.
Т. Г. Ханова отмечала: «Вся работа в данном направлении должна
осуществляться с учетом ФГОС ДО как приоритетная часть и представлять
собой целостную систему»[4].
При этом педагогический процесс, спроектированный на базе единства
цели, содержания форм, методов образования и основанного на
установлении взаимодействия по типу «педагого-ребенок-родитель», при
наличии специально созданной РППС должен выступать как главное условие
успешного формирования экономических представлений у дошкольников.
Вместе с тем, реализация данного условия возможно в соответствии с
ФГОС ДО только при целенаправленной совместной деятельности взрослых
и детей в процессе освоения образовательных областей, режимных моментов,
самостоятельной деятельности посредством создания педагогами
мотивирующей РППС.
Это позволит дошкольникам освоить основы финансовой грамотности,
которая проявиться у дошкольников, как: интерес к познанию финансово-
экономическим явлениям окружающей действительности; уважительное
отношение к труду и бережного использование ресурсов; в
сформированности навыков эффективной коммуникации, сотрудничестве,
взаимопомощи, хозяйственности, деловитости, ответственности, развитию
социального и эмоционально-экономического интеллекта[4].
Таким образом, правильно организованная работа по формированию
финансовой грамотности у старших дошкольников должна осуществляться
систематически, целенаправленно, последовательно и в тесном
взаимодействии всех участников образовательного процесса. Это позволит
удовлетворить у дошкольников экономическую любознательность, устоять и
найти свое место в жизни, когда они станут взрослыми. Но при этом можно
отметить то, что в настоящее время необходимо формировать у
дошкольников финансово-экономическую грамотность, как потребность
общества, и недостаточно методической разработанности по формированию
основ финансовой грамотности у дошкольников в условиях дошкольной
образовательной организации.
Список использованных источников:
1. Бичева, И. Б., Степаненкова, А. В. Формирование элементарных
экономических представлений у детей дошкольного возраста как научно-
методическая проблема/И. Б. Бичева, А. В. Степаненко // Проблемы и
перспективы развития дошкольного и начального образования. Сборник
статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2
томах. Мининский университет. - 2019.- С. 26-29.
2. Галкина Л. Н. Экономическое образование детей дошкольного
возраста: учебно-методическое пособие. /Л. Н. Галкина. -Челябинск: Изд-во
Челяб. гос. пед. ун-та. - 2015. - 89 с.
3. Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-
р. Об утверждении Стратегия повышения финансовой грамотности в
84
Российской Федерации на 2017-2013 годы [Электронный ресурс].URL
https://sudact.ru/law/rasporiazhenie-pravitelstva-rf-ot-25092017-n-2039-
r/strategiia-povysheniia-finansovoigramotnosti-v/i/ (дата обращения 23.09.2022)
4. Ханова, Т. Г., Прокофьева, Н. М. Экономическое воспитание в
дошкольном возрасте /Т. Г. Ханова, Н. М. Прокофьева//Государственный
советник. -2018. -№ 1 (21). -С. 25-31.