Приложение МААМ

Значение заучивания стихов для дошкольников

Елена Медведева
Значение заучивания стихов для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Значение поэзии в развитии и воспитании дошкольника.

В развитии ребенка, его интеллектуальных способностей и чувства языка важную роль играет чтение вслух. Ребенок с самого нежного возраста способен определять интонацию, хорошо чувствует ритм речи. И тут огромную роль в развитии малыша приобретают детские стихи. Самые первые книжки и тексты, которые читаем детям мы взрослые - это именно забавные смешные стихи малышам.

Публикация «Значение заучивания стихов для дошкольников» размещена в разделах

Поэтическая речь ритмически четко организована, а это особенно важно в стихах для детской аудитории. Поэзия, вообще, богата яркими образами, красочна, зрелищна и фонетически очень насыщена. Большое число аллитераций обогащают ее. Ребенок чувствует эту особенность, и тянется интуитивно именно к таким произведениям. В детской поэзии, как правило, четкие и звонкие, легко угадываемые рифмы, которые прекрасно запоминаются. Это способствует заучиванию их наизусть.

Стихотворная речь лучше запоминается. Поэтические образы открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, расширяет его кругозор, обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает прекрасные образцы русского литературного языка. В них дети познают лаконичность и точность слова, улавливают музыкальность, напевность поэтической речи, замечают ее ритмическую и метрическую организованность, созвучие стихотворных строк.

Процесс заучивания стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание.

Заучивание стихов - это прекрасная тренировка для мозга. Если, во время занятий с логическими игрушками, усиленно работает левое полушарие мозга, то в случае заучивания стихов активно действует не одно только правое полушарие, но и весь мозг. Ученые давно доказали, что ребенок знающий много стихов в раннем детстве и в дальнейшей жизни демонстрирует лучшие чем сверстники показатели интеллектуального развития.

С другой стороны, любой даже самый простой детский стишок включает в себя слова, которыми мы редко пользуемся в повседневной жизни: это метафоры, яркие эпитеты, сравнения и образы. И построение стихотворения отличается от речевой конструкции нашей обычной речи. Ребенок, повторяющий эти обороты при заучивании стихотворения, запоминает их, обогащая собственную речь и словарный запас. Стихи учат ребенка прислушиваться к звучанию слов, дают знания малышу, что существуют слова с похожим звучанием, но разным содержанием и, наоборот, - различные слова могут обозначать одно и тоже. Кроме того, стихи для детей содержат очень много аллитераций, созвучий, которые отлично развивают артикуляцию и произношение. (Жуковская Р. И., с. 57)

Значение заучивания стихов для дошкольников

Заучивание стихов

Во-первых, чтение таких произведений развивает память. Есть несколько способов улучшения памяти, но самый эффективный - это работа со стихотворениями. Во-вторых, такие рифмованные тексты развивают дикцию и речь.

Учёные доказали, что если ежедневно учить несколько строк, улучшаются биохимические реакции в мозге, возникают новые нейронные связи, повышается способность к обучению.

Быстрое запоминание зависит от мотивации, например рассказать стихотворение маме, выступить на утреннике. У дошкольников только формируется произвольная деятельность, поэтому запоминание, в основном носит непроизвольный, механический характер. Способность к произвольному запоминанию можно формировать у детей начиная с 4–5 лет. Задача воспитателя – вести детей от непроизвольного запоминания к произвольному, осмысленному. Необходимо, чтобы дети умели ставить цель – запомнить.

Заучивание стихов включает в себя два связанных между собой процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение.

При заучивании с детьми стихов перед воспитателем стоят две задачи:

1. Стремиться к запоминанию стихотворения, удерживанию текста в памяти.

2. Учить детей читать поэтическое произведение выразительно.

Обе задачи решаются параллельно. Если вначале работать над запоминанием текста, а потом над выразительностью, ребенка придется переучивать, так как он приобретет привычку читать невыразительно. Каждый повтор стихотворения педагогом и ребенком должен быть выразительным, артистичным, эмоциональным.

Рекомендуется заучивать стихи не хором, а индивидуально. Хоровое проговаривание допускается при использовании такого приема как договаривание строки, добавление слова в рифму. «Читая хором, – писала Е. И. Тихеева, – дети рубят, скандируют стихи, отбивают рифмы, приобретают одну и ту же манеру крикливого бессмысленного чтения, убивающего всякую индивидуальность».

Психологи утверждают, что для полного запоминания стихов требуется 8-10 повторений, которые следует распределить в определенном отрезке времени.

Желательно использовать поэзию в течение всех моментов жизни ребенка в детском саду:на прогулке, во время умывания, игры, бесед и т. д. Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года, развивать потребность слушать и запоминать.

Структура занятия по заучиванию стихотворения

1. Перед тем, как познакомить детей с новым поэтическим произведением, необходимо создать эмоциональный настрой, провести короткую беседу на тему стихотворения, подвести к его восприятию. В беседе используются вопросы, напоминания об опыте детей, связанных с темой стихов. Можно применить загадки, игрушки, картинки, музыку, старшим детям можно демонстрировать портрет поэта. Пробудив интерес детей и эмоционально их подготовив, воспитатель озвучивает жанр, название и автора произведения.

2. После подготовительной части воспитатель выразительно читает стихотворение без установки на запоминание, чтоб не отвлекать ребенка от музыкальности, красоты, художественных качеств произведения. Нужно прочитать произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально пережили прослушанное (прочувствовали его).

3. Пауза после чтения педагога дает детям возможность пережить минуты эмоционального сопереживания, когда ребенок находится во власти поэзии.

4. После этого проводится анализ произведения. Это беседа о стихотворении, которая ведется с опорой на текст: система вопросов, помогающая углубить понимание содержания и особенности художественной формы в их единстве (язык, образные средства выразительности). В ходе беседы у ребенка вырабатывается личное отношение к героям и событиям, формируются эстетические оценки прекрасного. Анализ должен быть точным, кратким, эмоциональным. Сначала выясняется, о чем стихотворение, понравилось ли оно, что запомнилось. Затем идет анализ словесных характеристик, выявление музыкально-ритмической структуры произведения. Надо постараться довести до ребенка понимание смысла. Когда он понимает, о чем читает стихотворение, то естественно справляется с расстановкой логических ударений. В противном случае возникает привычка выделять рифмованные слова, отчего может искажаться смысл произведения. Не стоит увлекаться работой по осмыслению поэтического текста. Это снижает художественный образ, его влияние на детские эмоции. Эстетическое воздействие снижается и при объяснении образных выражений. Невозможно также объяснить юмор. К поэзии нельзя подходить только с познавательной стороны, забывая о силе обаяния, которая кроется в художественной форме.

5. Произведение читается повторно с установкой на запоминание.

6. После повторного чтения следует воспроизведение стихотворения детьми. Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, воспитатель помогает детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи. Далее идет работа над выразительностью передачи: овладение средствами эмоциональной и образной выразительности (основной тон, интонации); расстановка логических ударений, пауз; выработка правильного произношения, хорошей дикции.

7. Занятие заканчивается выразительным чтением воспитателя или детей. После заучивания можно рассмотреть иллюстрации, близкие к теме стихотворения, провести рисование на эту же тему, послушать музыку.

Публикации по теме:

Значение театрализованной деятельности в жизни дошкольниковЗначение театрализованной деятельности в жизни дошкольников Театрализованные игры – интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности. Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных.

Фотоотчет «Платье в подарок маме» и подборка стихов для заучивания с детьми к Дню МатериФотоотчет «Платье в подарок маме» и подборка стихов для заучивания с детьми к Дню Матери Простое слово (И. Мазнин) На свете Добрых слов Живёт немало, Но всех добрее И нежней одно – Из двух слогов Простое слово «ма-ма», И нету.

Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников» Движение пальцев рук - имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около тысячи важных, биологически активных.

Консультация «Сенсорная комната в ДОУ и её значение для здоровья и развития дошкольников»Консультация «Сенсорная комната в ДОУ и её значение для здоровья и развития дошкольников» Сенсорная комната - это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, светится, завораживает детское сознание и воображение, помогает.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Нетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значениеНетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значение Нетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значение. Рисование одно из самых любимых занятий детей.

Подборка стихов для заучивания детям дошкольного возраста, к празднику 23 февраляПодборка стихов для заучивания детям дошкольного возраста, к празднику 23 февраля Уважаемые коллеги! Приближается самый мужественный праздник 23 февраля! Праздник настоящих мужчин! Вашему вниманию предлагаю подборку стихов.

Роль стихов о войне в патриотическом воспитании дошкольников ВидеоРоль стихов о войне в патриотическом воспитании дошкольников Видео Стихи о войне и дети. Неотъемлемой частью подготовки к любому празднику в детском саду является разучивание с детьми стихов на соответствующую.

Значение патриотического уголка в развитии дошкольниковЗначение патриотического уголка в развитии дошкольников Воспитание у дошкольников чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к семье, близким, детскому саду, стране имеет большое.

Значение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 летЗначение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 лет Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. Сегодня экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение заучивания стихов для дошкольников
Опубликовано: 3 декабря 2020 в 17:59
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение заучивания стихов для дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Медведева (УИ 246521) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД