ЛУКИНА ВЕРОНИКА НИКОЛАЕВНА
Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете ФГОС дошкольного образования
Экологическое воспитание дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования на современном этапе развития дошкольного образования реализуется двумя путями: через основную образовательную программу, которую разрабатывает само учреждение или через парциальную программу, которая дополняет основную. Достижения в общении с природой формулируются следующим образом : «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать».
Публикация «Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Во ФГОС дошкольного образования подчеркивается «Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольного учреждения, группы, а также территории, прилегающей к организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной доя реализации программы». Такая предметная среда должна создавать условия для общения и совместной деятельности детей, детей и взрослых, она должна быть содержательно насыщенной, доступной, безопасной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной.
Кратко назовем и охарактеризуем «экологические пространства» в помещениях и на территории ДОУ, которые позволяют решить задачи, поставленные стандартом:
1. Групповой уголок природы. Включает разнообразные комнатные растения и аквариум с водными обитателями (аквариум надо вернуть в группы). Этот уголок находится в пространстве жизнедеятельности детей и взрослых и создает условия для постоянного контакта и взаимодействия с живыми существами.
2. Комната природы или зимний сад. Она находится в отдельном помещении детского сада, в ней может содержаться большое разнообразие живых объектов : крупные растения, декоративные птицы в вольерах, различные водные обитатели в больших аквариумах.
3. Экологический музей. Находится в отдельном помещении, содержит коллекции объектов неживой природы, макеты, панорамы природных ландшафтов и экосистем, географические карты, фотографии, рисунки и художественные произведения на тему природы. Музей может быть частью экологического кабинета или лаборатории.
Специально следует остановиться на озеленении внутреннего пространства детского сада: групп, коридоров, холлов, кабинетов. Напольные и настенные растения могут быть везде, где есть хорошее естественное освещение.
На территории, окружающей детский сад, целесообразно создание следующих экологических пространств :
1. Общее хорошее озеленение и множество цветников;
2. Фруктовый сад и огород;
3. Птичий столб (специальный столб с кормушкой, водопоем и домиком для птиц, функционирует круглый год);
4. Уголок нетронутой природы (произрастание различных дикорастущих трав, кустарников);
5. Мини поля для выращивания злаковых, технических культур, фитогрядки, на которых могут расти лекарственные растения;
6. Мини – ферма (домик-сарай с огороженным выгулом для содержания в теплый период года каких-либо сельскохозяйственных животных);
7. Экологическая тропинка (маршрут по территории детского сада, хорошо озелененного и имеющие интересные природные объекты).
Комната природы, экологическая тропинка, мини-ферма, площадка природы, экологический музей могут служить местом для проведения различных мероприятий: родительских собраний, семинаров дошкольных специалистов, праздников с участием ветеранов и т. д.
Таким образом, эколого-развивающая среда - это важнейшее условие реализации системы экологического воспитания дошкольников и достижения программных воспитательно-образовательных результатов, определяемых стандартом.