Светлана Орехова
Значение утренней гимнастики для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Для родителей нет ничего важнее, чем здоровье их ребенка. Здоровье
— это большой дар, без которого трудно сделать жизнь интересной, долгой и
счастливой. Дети должны расти здоровыми. Проблема сохранения,
укрепления здоровья детей, в современном обществе является актуальной.
Одним из важнейших компонентов двигательного режима детей является
утренняя гимнастика. Она направлена на оздоровление, укрепление
Публикация «Значение утренней гимнастики для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Утренняя гимнастика, зарядка. Консультации для родителей
- Темочки
организма, развитие физических качеств и способностей детей.
Очень часто дети опаздывают на утреннюю гимнастику по вине родителей.
Так как многие родители считают, что нет большой необходимости
соблюдать режим дня дома и в детском саду! Попробуем вам доказать, что
вы не правы. Утренняя гимнастика должна стать гигиенической
потребностью каждого.
Утренняя гимнастика в коллективе имеет много положительных сторон, и
нередко ребёнок в детском саду охотно выполняет упражнения потому, что
занимаются все дети. В семье ребёнку надо создавать такие условия, которые
бы способствовали эмоциональной настроенности на обязательное
выполнение утренней гимнастики.
Утренняя гимнастика – это ежедневная процедура, которая обязательно
должна проводиться и в дни праздников, и в то время, когда ребёнок
выезжает с родителями на отдых в одно и то же время, продолжительностью
5-10минут.
Утренняя гимнастика должна проводиться систематически. Тогда ребёнок,
приходя в детский сад после выходных или отпуска не будет испытывать
боль в мышцах (плечевого пояса и рук, брюшного пресса, спины и ног).
Систематически тренируя крупные группы мышц, мы активизируем
обменные процессы, создаём благоприятные условия для питания всех
клеток и тканей организма. Укрепляя мышцы брюшного пресса, мы
улучшаем процессы пищеварения. Разрабатывая мышцы спины, мы формируем правильную осанку. Это особенно важно в дошкольном возрасте, когда происходит формирование изгибов позвоночника, завершающееся в 11-13 лет. Во время выполнения утренней гимнастики у ребёнка учащается дыхание, розовеет лицо, он может немного вспотеть. Всё это совершенно естественные признаки легкого возбуждения и утомления при активной мышечной деятельности. Наблюдая за ребёнком, родители могут отметить, что при небольшом утомлении во время физических упражнений настроение ребёнка останется спокойным, ровным, он бодр, жизнерадостен, у него хороший аппетит, сон.
Утреннюю гимнастику полезно проводить на свежем воздухе. Если она
проводится в помещении, то во время выполнения движений необходимо
обеспечить доступ свежего воздуха — это способствует лучшему снабжению
организма кислородом.
Для утренней гимнастики подбираются упражнения, доступные детям,
соответствующие строению и функциям опорно-двигательного аппарата
дошкольников. Упражнения должны быть простыми, чтобы детям не
пришлось затрачивать много усилий для их освоения. Если движение сложно
для ребёнка, он не может хорошо его выполнить.
В детском саду новые упражнения разучиваются на физкультурных занятиях.
В домашних условиях, перед тем как выполнять зарядку в соответствующем
темпе, упражнения надо разучить, то есть выполнять их медленно, обращая
внимание на правильность движений.
В домашних условиях можно также приучать ребёнка двигаться в заданном
направлении, останавливаться в указанном месте, например, давать задания
пройти «змейкой», по кругу, обходить углы, делая фиксированное движение
на повороте. При этом хорошо использовать ковёр или зрительные
ориентиры — кубик, длинную верёвку, стулья, кегли и т. д.
Детям старшего дошкольного возраста рекомендуется отрабатывать
повороты направо, налево, кругом.
Самая главная задача родителей - добиться того, чтобы физические
упражнения не превращались для ребёнка в рутинную работу, а проходили в
виде интересной, увлекательной игры.
Требования к проведению комплекса физических упражнений с утра регламентированы Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).
1. Утренняя гимнастика проводится ежедневно перед завтраком.
2. Длительность комплекса физических упражнений в старшей группе составляет от 8 до 10 минут.
3. В зимний период и в плохую погоду зарядка проводится в спортивном или музыкальном зале, в летние дни гимнастика организуется на улице.
4. При проведении гимнастики в помещении, его необходимо предварительно проветрить и позаботиться о том, чтобы температура воздуха не превышала отметку в 16 градусов.
5. За подготовку и проведение утренней гимнастики отвечает либо воспитатель, либо инструктор по физическому воспитанию. Последний назначается ответственным в случае, если зарядка проводится на улице. Такое распределение ролей связано ещё и с тем, что на площадке утренняя зарядка обычно организуется сразу для нескольких групп.
6. Дети и педагог обязательно должны быть одеты в спортивную одежду. Малыши надевают шорты и футболки или спортивные костюмы в зависимости от погоды. Волосы у девочек и педагога обязательно должны быть подвязаны.
7. В утренний блок включается 5–6 упражнений общеразвивающего характера, которые проводятся из разных исходных положений с привлечением спортивного инвентаря (мячей, скакалок, обручей и пр., а также без предметов.
8. На отработку одного комплекса отводится около недели. Каждое упражнение выполняется в 3–4 подхода.
9. Для поддержания положительного настроя нужно чередовать разные виды физических упражнений. На них остановимся позже.
10. Дети принимают активное участие в процессе подготовки инвентаря для зарядки (мячей, обручей и пр.).
11. Роль педагога при проведении зарядки меняется в сравнении с младшими и средней группами. Теперь взрослый остаётся на позиции наблюдателя, который показывает упражнения только в первый-второй день освоения комплекса. Затем к демонстрации необходимо подключать ребят, хорошо усвоивших движения. Время, которое таким образом освободилось, педагог тратит на осуществление индивидуального подхода, в частности, напоминания отдельным малышам о правильном дыхании, последовательности движений и т. д.
12. Зарядка — дело добровольное. Так что если ребёнок отказывается работать вместе с товарищами, не нужно настаивать. Но необходимо после утренней гимнастики и завтрака в личной беседе выяснить причины такого поведения малыша.
13. Задания в зарядке должны быть представлены по мере возможности в игровой форме и в сопровождении рифмовок, песенок.
14. Для поддержания интереса у детей в один комплекс нужно включать упражнения разных видов.