ирина гайчикова
Консультация «Значение сюжетной лепки в развитии знаний, умений, навыков детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Значение сюжетной лепки в развитии знаний, умений, навыков детей дошкольного возраста
Эстетическое образование - сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, овладевают разными видами художественной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование.
Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для дошкольника, так как он имеет возможность передать свои впечатления об окружающей среде, действительности с помощью карандаша, красок, комка глины, бумаги. Этот процесс вызывает у него чувство радости, удовлетворения.
Публикация «Консультация „Значение сюжетной лепки в развитии знаний, умений, навыков детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Лепка. Консультации для родителей
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности, которое может идти разными путями. На занятиях художественным творчеством дошкольники учатся бережно относится к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование, самоконтроль за своими действиями. Стремление детей достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудностей. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы, над общей композицией. Занятия направлены на развитие у дошкольников творчества.
При планировании занятий необходимо учитывать всю воспитательно - образовательную работу, проводимую по ознакомлению с окружающими, развитием речи, чтением художественной литературы, а так же музыкальные занятия. Такой подход способствует отбору интересных, знакомых детям явлений, произведений искусства. Наблюдение природы, общественных событий формирует идейно - нравственную направленность изобразительной деятельности.
Следует помнить, что все виды объединяют образное отражение окружающей действительности: лепка дает объемное изображение предмета, иногда допускается роспись готовой формы (декоративная лепка по мотивам народных игрушек). Каждому виду соответствует своя техника и свой способ изображения: рисованию - линейно - графический и живописный; лепке - пластический - создание изображения из частей или из целого куска глины (техника скульптурной лепки); аппликация - декоративно - силуэтный способ.
Работа с разными материалами расширяет кругозор детей об этих материалах. Наблюдения, впечатления окружающей действительности, образы сказок служат содержанием детских работ.
В лепке дети учатся изображать сюжет, объединяя фигурки общим содержанием.
Виды изобразительной деятельности могут объединяться при условии самостоятельного выбора разнообразных художественных материалов для изображения какой - либо темы. Например, дети передают красоту сказочного цветка в рисовании, лепке, аппликации. Все это происходит на одном занятии и дает возможность выявить у ребят уровень самостоятельных действий, способность найти наиболее выразительные средства для передачи образа. Такие занятия называются тематическими. Они планируются, чередуясь с однотиповыми, на которых дети обычно только рисуют или лепят или наклеивают. Но самой главной задачей педагога на всех занятиях по изодеятельности является развитие у детей композиционных навыков.
История мирового искусства красноречиво рассказывает о постоянных мучительных поисках выразительных средств, способных глубоко и эмоционально раскрыть творческий замысел. Ярко выразить жизнь и мир чувств человека. Значение особенностей этих средств помогает нам правильно решать композиционную задачу, проникать в сущность всего изображаемого, понимать характер и логику предмета, то есть красоту вещи. Наконец, значение композиционных средств, которыми оперирует художник, воплощая свой замысел, помогает глубже анализировать произведения искусства и способствует успеху, как в учебной, так и в творческой работе.
Избежать конфликта, установить должный порядок - гармонию помогает композиция. Так ребенок перед сюжетной лепкой должен установить величинную связь между подставкой и величиной фигурок, которые он хочет вылепить. Правильное же расположение фигурок помогает избежать пустот на подставке, искажения размеров и сюжета.
Чтобы избежать величинного контраста, надо размещать фигурки в соответствии с размером подставки.
В силу неравномерного расположения светочувствительных клеток на сетчатке глаза четкость видения всех частей изображения неодинакова: центральная ее часть воспринимается наиболее четко, поэтому надо помещать изображение посередине подставки. Если изображается несколько предметов, то в этой зоне рекомендуется располагать главный элемент композиции, а второстепенные рядом.
И прежде чем приступить к исследованию проблемы значения сюжетной лепки в развитии изобразительных способностей дошкольников, я выделила объект и предмет исследования:
Объект: общее развитие изобразительных способностей дошкольников.
Предмет: сюжетная лепка в дошкольном возрасте.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию. В чем заключается творческая деятельность, как ее можно охарактеризовать?
Творчество - это деятельность человека, преобразующая природный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов действительности.
В настоящее время доказано, что творческая деятельность в лепке доступна уже в дошкольном возрасте. Наблюдения за лепкой дошкольников говорят о том, что их замыслы возникают при помощи взрослого или непосредственно под действием какого - либо образа. Следовательно, первым этапом в творчестве ребенка, как и взрослого, является возникновение замысла - темы на основе восприятия окружающей действительности.
Но предварительные поиски художественных средств, планирование работы, обдумывание для творчества ребенка не характерны.
Выбрав тему для лепки, ребенок тут же приступает к ее реализации. В процессе изображения он размышляет о содержании своей работы, о том, как ее выполнить, с помощью каких средств, эта своеобразная черта детского творчества объясняется недостаточной способностью детей к анализу и синтезу, неумением заранее планировать свою работу.
Исследования показывают, что если вести планомерную работу, то детей можно подвести к некоторым элементам планирования.
Задачи развития творческих проявлений у ребенка находятся в зависимости от его возрастных анатомо-психологических способностей.
Полнота представлений дошкольника о качествах и свойствах предметов зависит от того, насколько активно действуют его анализаторы. Исследования показывают, что у детей к 6 - 7 годам они развиты в достаточной мере.
При содействии взрослого ребенок способен воспринимать все основные качества предмета: форму, составные части, а так же расположение предмета в пространстве.
На объем детских восприятий влияет интерес наблюдательному объекту. Известно, что у детей 6-7 лет интерес к окружающему повышается. Также развитие процессов мышления делает ребенка способным к выразительному и планомерному изображению предметов.
Говоря о развитии у детей процессов мышления, нельзя забывать о том, что ребенку еще трудно в момент лепки представить предмет в целом, со всеми его частями, что ведет к конструктивному подходу в изображении предметов. Всё дело в том, что ребенку трудно самостоятельно вылепить предмет из целого куска, так как в процессе изображения предметов дети идут от анализа, перечисления частей предмета к их несложному объединению в каком - то конкретном образе.
Большую роль в детском творчестве, как и у взрослого, играет воображение.
Постепенно в процессе обучения, слушания сказок, рассматривания иллюстраций ребенок перед лепкой может представить то, что не входит в круг предметов воспринимаемых им непосредственно. Сначала образы возникают под влиянием словесного воздействия взрослого, а позднее они могут обуславливаться самостоятельным замыслом ребенка.
Творческое воображение ребенка проявляется обычно в придумывании для изображения героев новых деталей одежды или добавления таких предметов, как корзинка, палка, лопата, а так же в решении различных композиций. Чтобы подвести дошкольника к самостоятельному замыслу, воспитатель должен знать возможности развития произвольного воображения и руководить ребенком, направляя его к планомерной творческой работе, которая влияет на возникновение образов в сознании ребенка. Дети эмоционально переживают все, что они видят или слышат. У них складывается определенный • доброжелательный или отрицательный образ к тому, что они восприняли. Этот эмоциональный подъем влияет на результат изобразительной деятельности.
Основные задачи развития детского творчества такие:
1. Развивать интерес у детей к сюжетной лепке.
2. Учить, начиная с младшей группы, создавать форму предметов на основе восприятия действительности путем обучения обследованию предметов, на основе самостоятельных поисков.
3. Подводить к использованию и комбинированию, вылепленных форм. По мере возможности в каждой возрастной группе научить свободно, пользоваться способами лепки и выразительными средствами.
4. Постепенно учить детей самостоятельно задумывать тему
лепки, пользуясь впечатлениями от воспринятого посредством наблюдения окружающего, от слушания художественной литературы, рассматривания иллюстраций и восприятия - произведений искусства.
5. Учить детей активно воспринимать указания воспитателя, проявлять инициативу в поиске форм, способов лепки, выразительных средств. В связи с тем, что развитие творчества, умение детей свободно задумывать тему и решать ее зависят от того, насколько они владеют техникой лепки. На каждом занятии наряду с задачами творческого характера ставятся задачи обучения детей технике лепки. Чем больше изобразительных и технических приемов знает ребенок, тем более самостоятельный и творческий характер приобретает его лепка.
Ребенок должен овладеть способами творческих действий, которые в дальнейшем помогут ему самостоятельно организовать свою деятельность. Следовательно, воспитатель должен создать такую обстановку, отобрать такие обучающие приемы и творческие задания, которые дадут детям возможность овладеть комплексом знаний, умений, навыков, необходимых для создания образа в лепке.
В заключении можно сказать, что роль сюжетной лепки в развитии изобразительных способностей дошкольников велика, так как она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, воображения правилам ручных умений и навыков, необходимых для обучения в школе: формирует эстетические вкусы, чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.