Булатова Вера Сергеевна
Значение РППС для развития познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста
Значение РППС для развития познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст имеет огромное значение для физического, психического и эмоционального развития ребёнка. В дошкольном возрасте происходит бурное развитие детей. В этот период закладываются основы хорошего здоровья, полноценного физического и психического развития. В дошкольном возрасте быстрым темпом идёт накопление знаний, формируются речь, совершенствуются познавательные процессы.
Публикация «Значение РППС для развития познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Для развития познавательного интереса детей дошкольного возраста в первую очередь важно создать развивающую предметно-пространственную среду (РППС, которая будет способствовать их развитию. В этой среде должны быть созданы условия для развития у детей различных видов деятельности, таких как игровая, познавательная, художественная и т. д. Также в РППС должны быть представлены различные материалы и оборудование, которые помогут детям изучать окружающий мир и развивать свои познавательные способности.
Предметно – развивающая среда должна :
• служить интересам и потребностям ребенка;
• обогащать развитие специфических видов деятельности;
• обеспечивать зону ближайшего развития ребенка;
• побуждать делать сознательный выбор;
• становиться основой для самостоятельной деятельности;
• являться условием для своеобразной формы самообразования;
• развивать любознательность и творческое воображение, умственные, художественные способности, коммуникативные навыки (навыки общения);
• а также, формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.
Одним из ключевых элементов РППС является наличие разнообразных игрушек и материалов, которые позволяют детям исследовать мир вокруг них. Например, это могут быть различные конструкторы, наборы для творчества, настольные игры и т. д. Важно, чтобы эти материалы были доступны для детей и не ограничивали их в выборе.
Также важно, чтобы в РППС были представлены различные книги и материалы для чтения. Это может быть как классическая детская литература, так и современные книги с яркими иллюстрациями. Чтение книг помогает развивать у детей воображение, мышление и речь.
Кроме того, в РППС необходимо создавать условия для развития двигательной активности детей. Для этого можно использовать различные спортивные и игровые комплексы, а также предоставить детям возможность заниматься физической культурой.
Важно также создавать условия для творческого развития детей. Для этого в РППС можно разместить различные материалы для рисования, лепки, аппликации и других видов творчества.
Развивающая предметно пространственная среда находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня развития детей и их деятельности. Развивающая среда в группах должна быть целесообразна, информирована, создавать образ того или иного процесса, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничное отношение между ребёнком и окружающим миром, предоставлять ему свободу выбора, оказывать влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье.
Центр художественного творчества взаимодействует с другими центрами:
-Центром прикладного искусства, где дошкольников знакомят с самобытностью национальной культуры русского народа. Здесь размещены методические и наглядные материалы по народно - прикладному творчеству, куклы в национальных костюмах и т. п. ;
- Центром книги. Рисование по произведениям, создание рукописной книги, выпуск литературного журнала - эффективные методы развития художественных и литературно - творческих способностей;
- Центр драматизации. Театр воздействует на воображение ребёнка различными средствами, в том числе и через изобразительное искусство. Дети совместно с взрослым придумывают декорации, костюмы к спектаклям;
- Центр Музыки. Дети рисуют настроение, которое они почувствовали, прослушав музыкальное произведение, песню.
Содержание предметно - развивающей среды должно соответствовать интересам мальчиков и девочек, периодически изменяться, варьироваться, постоянно обогащаться материалом интересным для детей, ориентированным на индивидуальные возможности дошкольников.
Целенаправленно организованная предметно - развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребёнка. Красочно оформленное помещение, яркие игрушки и дидактический материал вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности.
Таким образом, РППС играет важную роль в развитии познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Она позволяет создавать условия для различных видов деятельности и способствует развитию у детей мышления, воображения, речи и других важных качеств.