Алевтина Петровна Казакова
Значение ритмики в музыкальном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
(Методическая разработка для музыкальных руководителей и педагогов)
Историческая справка о появлении ритмики.
Создателем системы музыкального ритмического воспитания является Эмиль Жак – Далькроз – швейцарский педагог, композитор, общественный деятель. Занимаясь в консерватории со студентами, Далькроз понял, что не все могут выполнять заданный ритмический рисунок и движения при игре на музыкальном инструменте. Поэтому он начал вводить на уроках сольфеджио различные ритмические упражнения. Далькроз создал систему ритмической гимнастики, которая в дальнейшем стала называться ритмикой.
Публикация «Значение ритмики в музыкальном воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
В России ритмику стали широко внедрять благодаря российской ученице Далькроза Н. Александровой, которая впоследствии возглавила Московский институт ритмического воспитания. Ритмика стала вводиться в музыкальных учебных заведениях, в хореографических, театральных, цирковых училищах, в кружках, а также в лечебных заведениях.
В настоящее время педагоги по ритмике продолжают совершенствовать ритмическое воспитание, разрабатывая методику занятий по ритмике в различных учебных заведениях.
Активно используется ритмика и в дошкольных учреждениях. На занятиях по ритмике дошкольников воспитывают на лучших музыкальных образцах, широко используя народную, классическую и современную музыку. Ритмика имеет большое значение в музыкальном воспитании дошкольников и влияет на физическое развитие детей.
Виды движений
Движения, используемые в ритмике, соответствуют программе по музыкальному и физическому воспитанию детей в дошкольных учреждениях. Основными движениями являются: ходьба, бег, прыжки, бросание и ловля предмета, сохранение равновесия. На занятиях по ритмике большое место отводится общеразвивающим гимнастическим упражнениям, а также включаются несложные танцевальные движения и музыкально – ритмические игры.
*ходьба
Ходьба укрепляет мышцы нижних конечностей, развивает ориентировку в пространстве.
При ходьбе надо: обращать внимание на координацию рук и ног, сохранять правильную осанку, не допускать шаркающей походки.
Ходьба делится на следующие виды: с носка, на носках, с «подушечки», с перекатом (с пятки на носок, топающим шагом, пружинящим, широким, с высоким подъемом ног.
*бег
Бег способствует разностороннему физическому развитию, активизируя при этом работу сердца и легких. Бег бывает разного вида: легкий, широким шагом, с высоким подъемом ног. Координация движений рук и ног та же, как и при ходьбе. Положение тела при беге: корпус чуть наклоняется вперед, плечи не напрягать, кисти рук расслабить, пальцы рук согнуть, не сжимая их в кулак, ступни ног ставятся почти параллельно.
*прыжки
Прыжки развивают мышцы ног, живота и всего туловища, укрепляют связки и суставы ног. При выполнении прыжков требуется работа всего мышечного аппарата, обеспечивающая мягкость, упругость движений, сохранение равновесия. Прыжки бывают разные: на обеих ногах на месте и с продвижением вперед, поочередно на правой и левой ноге, ноги в стороны – вместе, поскоки с ноги на ногу, прыжки вверх с разбега, перепрыгивание через препятствие, спрыгивание, прыжки через скакалку.
*бросание и ловля мяча
Работа с мячом развивает ловкость, четкость, пластичность, координацию движений, глазомер, а также укрепляет мышцы рук, плечевого пояса и способствует развитию кистей и пальцев рук. Первоочередная задача педагога – провести предварительную тренировку без музыкального сопровождения. Ритмические упражнения с мячом разнообразны: удары мяча об пол и прокатывание его между ногами, переброска мяча друг другу в различных направлениях и на разное расстояние. Для выполнения данных упражнений требуется сосредоточенное внимание и определенный навык.
*сохранение равновесия
Сохранять равновесие при выполнении движений детям поначалу сложно. Навык сохранения равновесия развивается у детей постепенно, по мере овладения двигательными навыками. Для выработки этого умения надо детям предлагать стоять на одной ноге, на носках, не шевелиться после какого-то движения, пройти между двумя линиями, по гимнастической скамейке, доске. Равновесие поддерживается с помощью балансировки руками, ногами, туловищем, головой.
*построение и перестроение
Построения и перестроения организуют и дисциплинируют детей, развивают ориентировку в пространстве. Для выполнения ритмических упражнений дети по команде педагога перестраиваются в колонны, в шеренгу, по кругу, врассыпную, в несколько кружков. Дети должны быть внимательными и слышать команды педагога.
В нашем стремительном современном веке большое место отводится физическому развитию дошкольников. Проводя занятия по ритмике, педагог должен добиваться точного выполнения движений, а также должен следить за правильностью осанки детей. Педагог должен знать основные требования к осанке дошкольника как свои пять пальцев: плечи опущены и чуть отведены назад, голова приподнята, спина прямая, грудная клетка выступает вперед, живот подтянут. Если игнорировать данные требования, то неизбежны нарушения осанки, которые влекут за собой изменения во внешнем виде ребенка и в здоровье: сужение грудной клетки и искривление позвоночника затрудняют работу сердца и легких.
Советы педагогу.
Важно, чтобы педагог хорошо владел своим телом и мог продемонстрировать правильное, красивое выполнение движений строго под музыку. Каждое занятие ритмикой должен содержать различные виды работы:
1. Общеразвивающие гимнастические упражнения или работа над танцевальными элементами с обязательным включением упражнений для рук и верхнего плечевого пояса.
2. Упражнения с музыкально – ритмическими заданиями (разучивание нового и закрепление пройденного)
3. Упражнения с предметами, игра или танец.
Для занятий по ритмике используются различные пособия и атрибуты:
флажки, гимнастические палки, ленты, платочки, бубны и т. д. Все эти предметы всегда должны быть в исключительно надлежащем виде и храниться в определенном месте.
Занятия проводятся в чистом, хорошо проветренном помещении. Одежда для занятий обсуждается с родителями. Лучше, когда приобретается единая форма и обувь – «чешки».
Немаловажное значение для успешных занятий по ритмике имеет место присутствие музыки. Музыка используется разнообразная, включая русские народные мелодии, в которых четко слышится ритм.
Одним из важных условий успешных занятий по ритмике является внимательное и доброжелательное отношение к детям. Эти занятия должны приносить детям радость общения с музыкой, веру в свои возможности, укрепляет дисциплину, объединяет детей в единый коллектив.