Елена Костенко
Значение режима дня в жизни детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Режим дня — это четкий распорядок жизни в течение всего дня, который предполагает чередование фаз активности и отдыха, а также правильную организацию разных видов деятельности. Режим включает в себя строго регламентированное расписание различных видов деятельности, которое учитывает возрастные особенности и потребности детей. Правильно организованный режим дня играет ключевую роль в развитии и воспитании ребенка, а также способствует формированию у него здоровых привычек и навыков.
Темочки:
Веселое, бодрое и в то же время эмоционально устойчивое настроение воспитанников зависит от четкого соблюдения режима. Несвоевременное принятие пищи, проведения сна, прогулок пагубно сказывается на нервной системе детей : они становятся пассивными или, наоборот, чересчур активными, начинают вредничать, теряют аппетит, плохо засыпают. Один из важных отличительных признаков воспитания в дошкольном учреждении от домашнего – это четкий режим. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это огромный плюс. Ведь такая правильная организация приучает даже самого пассивного ребенка к аккуратности, точности, порядку. Что уж говорить о питании. Любой диетолог скажет, что правильный прием пищи в одно и то же время способствует здоровому росту организма.
Соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет физическое здоровье, обеспечивает активность, успешное осуществление разнообразных видов деятельности, предотвращает от переутомления.
У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всего организма. Он как бы заранее настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без ненужной траты нервной энергии и не вызывает сильного утомления.
Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, неустойчивостью нервных процессов.
Хорошая активность в течение дня обеспечивается разнообразием и чередованием различных видов деятельности. Это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать.
Все физиологические процессы в организме подчиняются единому суточному ритму — смене дня и ночи. В течение суток активность и работоспособность ребенка разные. Их подъем отмечается от 8 до 12 ч и от 16 до 18 ч, а период самой пассивной работоспособности приходится на 14—16 ч. Именно поэтому занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы наибольшей работоспособности.
Работоспособность неоднозначна и на протяжении всех рабочей недели. В понедельник она минимальна. Это можно объяснить адаптацией ребенка к режиму детского сада после выходных дней дома с родителями, когда в большинстве случаев привычный режим, как правило, нарушается. Наибольшие показатели работоспособности отмечаются во вторник и среду, а начиная с четверга она вновь снижается, достигая самых низких показателей в пятницу и субботу. Можно сделать вывод, что к концу недели происходит постепенное и неуклонное увеличение утомления. Это обусловлено большой продолжительностью малоподвижного состояния детей, занятых тихими играми, хозяйственно бытовым трудом, учебной работой. В общей сложности 80% времени нахождения в детском саду приходится на малоподвижную деятельность, в то время как ребенку присуща потребность в активных действиях.
Продолжительность отрезков бодрствования у дошкольников ограничивается 5—6 ч. Отсюда вытекает острая необходимость чередования активности и отдыха.
Ребенок, с раннего детства привыкший жить по определенному режиму, с удовольствием его выполняет. Ему не приходит в голову, что можно не идти спать, когда наступило время. Если он в 9 часов вечера лег и не позднее чем через полчаса крепко уснул, то утром его не приходится будить— он сам просыпается жизнерадостным, веселым. У ребенка имеется много времени, чтобы спокойно одеться, и родителям не нужно его торопить и выговаривать недовольство по поводу его нерасторопности. Днем они не тратят время на многократные уговоры сесть за стол или отправиться на прогулку. День в семье начинается и кончается спокойно, все проблемные ситуации, связанные с соблюдением режима, исключены. Вечерние часы родители полностью уделяют время важным делам.
Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, различных видов деятельности, то это положительно влияет на состояние нервной системы. В детских садах режим осуществляется в полной мере. Но дома (у детей как не посещающих, так и посещающих детские сады) он соблюдается далеко не у всех. Отсутствие правильного режима дня в выходные дни сказывается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, пассивность или, напротив, чрезмерная возбудимость.
Особенности сна ребенка в большой мере определяются условиями воспитания. Необходимость идти спать порою воспринимается как неприятность, ребенок просит разрешения еще поиграть, посмотреть телевизор. Получив отказ, он в плохом настроении идет умываться, раздеваться, долго возится, не засыпает, а утром его приходится’ будить, лишая части необходимого отдыха. Систематическое недосыпание отрицательно сказывается на настроении ребенка, приводит к возникновению у него капризов, вредно отражается на состоянии центральной нервной системы. Поэтому столь важно, используя соответствующие педагогические и гигиенические средства, укреплять потребность ребенка в сне, вызывать чувство удовольствия при укладывании, приучать быстро засыпать без всяких дополнительных воздействий.
Поведение ребенка в детском саду, его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организованы его деятельность и сон в семье в обычные, а также в выходные дни.
Выходные дни дети проводят дома, как правило, с существенными отклонениями и даже нарушениями привычного режима. Не случайно функциональный уровень дошкольников в понедельник бывает хуже, чем во второй третий день недели. Необходима серьезная организационная и воспитательная работа среди родителей по упорядочению домашнего режима и приведению его в соответствие с установленным в детском саду. Внимание родителей следует привлечь к организации вечерней прогулки, ночного сна, а в выходные дни к полноценному отдыху на воздухе, регламентации просмотра телевизионных передач, особенно перед сном.