Получи документы

Значение режима дня в жизни детей младшего дошкольного возраста

Елена Костенко
Значение режима дня в жизни детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Режим дня — это четкий распорядок жизни в течение всего дня, который предполагает чередование фаз активности и отдыха, а также правильную организацию разных видов деятельности. Режим включает в себя строго регламентированное расписание различных видов деятельности, которое учитывает возрастные особенности и потребности детей. Правильно организованный режим дня играет ключевую роль в развитии и воспитании ребенка, а также способствует формированию у него здоровых привычек и навыков.

Темочки:

Веселое, бодрое и в то же время эмоционально устойчивое настроение воспитанников зависит от четкого соблюдения режима. Несвоевременное принятие пищи, проведения сна, прогулок пагубно сказывается на нервной системе детей : они становятся пассивными или, наоборот, чересчур активными, начинают вредничать, теряют аппетит, плохо засыпают. Один из важных отличительных признаков воспитания в дошкольном учреждении от домашнего – это четкий режим. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это огромный плюс. Ведь такая правильная организация приучает даже самого пассивного ребенка к аккуратности, точности, порядку. Что уж говорить о питании. Любой диетолог скажет, что правильный прием пищи в одно и то же время способствует здоровому росту организма.

Соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет физическое здоровье, обеспечивает активность, успешное осуществление разнообразных видов деятельности, предотвращает от переутомления.

У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всего организма. Он как бы заранее настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без ненужной траты нервной энергии и не вызывает сильного утомления.

Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, неустойчивостью нервных процессов.

Хорошая активность в течение дня обеспечивается разнообразием и чередованием различных видов деятельности. Это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать.

Все физиологические процессы в организме подчиняются единому суточному ритму — смене дня и ночи. В течение суток активность и работоспособность ребенка разные. Их подъем отмечается от 8 до 12 ч и от 16 до 18 ч, а период самой пассивной работоспособности приходится на 14—16 ч. Именно поэтому занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы наибольшей работоспособности.

Работоспособность неоднозначна и на протяжении всех рабочей недели. В понедельник она минимальна. Это можно объяснить адаптацией ребенка к режиму детского сада после выходных дней дома с родителями, когда в большинстве случаев привычный режим, как правило, нарушается. Наибольшие показатели работоспособности отмечаются во вторник и среду, а начиная с четверга она вновь снижается, достигая самых низких показателей в пятницу и субботу. Можно сделать вывод, что к концу недели происходит постепенное и неуклонное увеличение утомления. Это обусловлено большой продолжительностью малоподвижного состояния детей, занятых тихими играми, хозяйственно бытовым трудом, учебной работой. В общей сложности 80% времени нахождения в детском саду приходится на малоподвижную деятельность, в то время как ребенку присуща потребность в активных действиях.

Продолжительность отрезков бодрствования у дошкольников ограничивается 5—6 ч. Отсюда вытекает острая необходимость чередования активности и отдыха.

Ребенок, с раннего детства привыкший жить по определенному режиму, с удовольствием его выполняет. Ему не приходит в голову, что можно не идти спать, когда наступило время. Если он в 9 часов вечера лег и не позднее чем через полчаса крепко уснул, то утром его не приходится будить— он сам просыпается жизнерадостным, веселым. У ребенка имеется много времени, чтобы спокойно одеться, и родителям не нужно его торопить и выговаривать недовольство по поводу его нерасторопности. Днем они не тратят время на многократные уговоры сесть за стол или отправиться на прогулку. День в семье начинается и кончается спокойно, все проблемные ситуации, связанные с соблюдением режима, исключены. Вечерние часы родители полностью уделяют время важным делам.

Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, различных видов деятельности, то это положительно влияет на состояние нервной системы. В детских садах режим осуществляется в полной мере. Но дома (у детей как не посещающих, так и посещающих детские сады) он соблюдается далеко не у всех. Отсутствие правильного режима дня в выходные дни сказывается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, пассивность или, напротив, чрезмерная возбудимость.

Особенности сна ребенка в большой мере определяются условиями воспитания. Необходимость идти спать порою воспринимается как неприятность, ребенок просит разрешения еще поиграть, посмотреть телевизор. Получив отказ, он в плохом настроении идет умываться, раздеваться, долго возится, не засыпает, а утром его приходится’ будить, лишая части необходимого отдыха. Систематическое недосыпание отрицательно сказывается на настроении ребенка, приводит к возникновению у него капризов, вредно отражается на состоянии центральной нервной системы. Поэтому столь важно, используя соответствующие педагогические и гигиенические средства, укреплять потребность ребенка в сне, вызывать чувство удовольствия при укладывании, приучать быстро засыпать без всяких дополнительных воздействий.

Поведение ребенка в детском саду, его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организованы его деятельность и сон в семье в обычные, а также в выходные дни.

Выходные дни дети проводят дома, как правило, с существенными отклонениями и даже нарушениями привычного режима. Не случайно функциональный уровень дошкольников в понедельник бывает хуже, чем во второй третий день недели. Необходима серьезная организационная и воспитательная работа среди родителей по упорядочению домашнего режима и приведению его в соответствие с установленным в детском саду. Внимание родителей следует привлечь к организации вечерней прогулки, ночного сна, а в выходные дни к полноценному отдыху на воздухе, регламентации просмотра телевизионных передач, особенно перед сном.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Значение прогулки для воспитанников младшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Значение прогулки для воспитанников младшего дошкольного возраста» Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для развития дошкольника. Прогулка является наиболее доступным средством закаливания.

Игровое пособие «Кубик «Здоровый малыш» для формирования понятия здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возрастаИгровое пособие «Кубик «Здоровый малыш» для формирования понятия здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста СЛАЙД №1 Представляю вашему вниманию игровое пособие «Кубик «Здоровый малыш» для формирования понятия здорового образа жизни у детей младшего.

Консультация для родителей и педагогов «Значение подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Значение подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста» Цель: Обратить внимание родителей и педагогов на важность использования подвижных игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение режима дня в жизни детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 декабря 2024 в 17:01
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение режима дня в жизни детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Костенко (УИ 1134956) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
06 января 2025 понедельник
07 января 2025 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД