Сементух Ольга
Материал к кружку подготовки к школе «Букварёнок»
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗНОЦВЕТНЫЙ ГОРОДОК.
В некотором царстве,
В дошкольном государстве,
Есть приличный городок.
Он не близок, не далек.
Знают дошколята : тут
Звуки разные живут.
Знают точно наши дети,
Что живут здесь звуки речи.
Вот домики красные,
Живут в них звуки гласные-
Дружно, весело живут,
Песни звонкие поют: А-О-У-Ы-Э!
Рядом, тоже в домах красных,
Живут дружно и согласно
Те, что улыбаются,
И вместе петь стараются.
Это- Е- Ю-Ё-И-Я—очень дружная семья!
На соседней улице
Песен не услышим.
Там, то звонко цокают,
Публикация «Материал к кружку подготовки к школе „Букварёнок“» размещена в разделах
То шипят чуть слышно.
В домиках зелено-синих
Здесь согласье и уют.
Их жильцов недолгозвучных
Все согласными зовут.
Сами песни петь не в силах,
Но согласны петь они
С теми, что поют красиво-
С гласными –соседями.
Эти песенки звучат
Слаженно и весело!
Мы слогами называем
Эти чудо-песенки!
«МО-РА-КИ-ЛО-ТУ-БЫ-ЖЕ»-
Знаем слоги мы уже!
После долгих спевок этих
Песенки сливаются:
Слоги, взявшись за руки,
В словечки превращаются:
«МАМА – РОДИНА - МОСКВА»-
Очень важные слова!
Вокруг города Цветного
Течет Реченька - река:
Слово к слову, слово к слову
К ней плывут издалека.
Речка- реченька журчит,
Словами украшается,
Учит деток говорить
В океан вливается.
В океан Поэзии,
В океан Фантазии,
В океан Болталии,
В океан Читалии.
Приглашают в гости звуки
Любознаек- дошколят!
Здесь никто не знает скуки:
Учат грамоте ребят! (Авторское)
НАЧАЛО ГОДА
Ра з д е л 1. Фонетика
1. Дифференцирование гласных и согласных звуков
Воспитатель предлагает ребенку поиграть в игру «Поймай гласный звук» : он произносит гласные и согласные звуки: [а, м, н', о, у, р, р'], ребенок «ловит» (хлопает в ладоши) только гласные звуки.
Примечание: возможен другой набор звуков.
2. Выделение гласного звука в начале слов
Оборудование: предметные картинки.
Задание построено на игровом упражнении «Выбери картинку». Воспитатель предлагает ребенку из ряда картинок выбрать одну, название которой начинается с одного из гласных звуков: [а, и, о, у].
3. Дифференцирование согласного звука в начале и конце слова
Материал для анализа : мак — [м], [а], [к]; кит — [к'], [и], [т]. Примечание: предлагаются односложные слова с мягкими и твердыми согласными звуками.
Воспитатель произносит слово и предлагает ребенку выделить согласные звуки, стоящие в начале и в конце слова с обоснованием своего ответа.
4. Дифференцирование согласных звуков по твердости - мягкости
Материал для анализа :
нос — нёс
мал — мял
вол — вёл
белка — балка.
Оборудование: фишки, обозначающие звуки.
Воспитатель предлагает ребенку поиграть в игру «Твердый -мягкий». Он произносит слова, а ребенок выбирает фишку, обозначающую первый звук: твердый звук — синяя фишка, мягкий — зеленая.
Примечание. Детям, не знакомым с обозначением звуков фишками, воспитатель предлагает выбрать и повторить слово, начинающееся с согласного твердого звука, затем — с согласного мягкого.
5. Дифференцирование согласных звуков по звонкости - глухости
Материал для анализа : балка — палка, быль — пыль, вата — фата, дом —том.
Оборудование: фишки, обозначающие согласные звуки. Анализ проводится аналогично предыдущей методике: если слово начинается с глухого согласного звука, ребенок поднимает фишку без колокольчика; если со звонкого — фишку с колокольчиком.
6. Звуковой анализ слов
Материал для анализа :
кот
дом
волк
тень
лиса
Оборудование: фишки, обозначающие согласные звуки. Воспитатель моделирует игровую ситуацию «Разноцветные окна». Он зачитывает слова, а ребенок выкладывает с помощью фишек звуковую модель слова и определяет последовательность звуков; затем он дает полную характеристику звуков.
Раздел 2. Грамматический строй речи
1. Составление рассказа по сюжетной картинке
Оборудование: сюжетные картинки.
Воспитатель предлагает ребенку ряд сюжетных картинок. Ребенок выбирает одну из них. Воспитатель предлагает ему составить рассказ по этой картинке и с помощью вопросов выявляет уровень развития грамматического строя речи.
2. Структура предложения. Слова, называющие действия, предметы, признаки; короткие слова (предлоги)
Оборудование: фишки слов; обозначение точки; схема предложения.
Воспитатель из составленного ребенком рассказа выбирает предложение и предлагает «записать» его (построить схему). Ребенок составляет схему предложения, объясняя значение каждого слова.
Например: «Дети играли на красивой поляне».
Ребенок: Первое слово «дети» отвечает на вопрос «кто?», значит, это слово-предмет, обозначим его фишкой | / \. Второе слово «играют». Дети что делают? Это слово-действие, обозначаем его фишкой | // \ И т. д. В конце предложения ставим точку.
СЕРЕДИНА ГОДА
Выявление в середине года промежуточного уровня знаний необходимо для корректировки учебно-тематического планирования и составления индивидуальных программ развития детей, нуждающихся в непосредственной помощи специалиста.
Раздел 1. Фонетика
1. Дифференцирование звуков: гласных, согласных: твердых — мягких, звонких — глухих
Оборудование: фишки, обозначающие звуки; наборное полотно «Здесь живут звуки».
Воспитатель говорит ребенку, что звуки потерялись, и предлагает ему «расселить» их по домам. Перед ребенком — схемы дорог к звуковым домикам. Воспитатель произносит звук, ребенок находит для него домик согласно его обозначению и доказывает, почему этот звук поселился именно в этом домике.
2. Звуковой анализ слов
Оборудование: предметные картинки «Волк», «Лиса». Воспитатель предлагает ребенку назвать каждую картинку и построить «звуковой домик» для данного слова-названия.
3. Деление слов на слоги
Оборудование: игрушки: волк, кукла, барабан и др. ; слоговые схемы слов-названий игрушек.
Воспитатель раскладывает игрушки и предлагает ребенку посетить «магазин игрушек» и купить игрушку в соответствии с ее стоимостью (слоговой схемой слова-названия).
4. Ударение
Оборудование: игрушки: волк, кукла, барабан и др. ; слоговые схемы слов-названий игрушек; «ударный молоточек».
В дополнение к предыдущему заданию ребенку предлагается определить ударение в слове-названии игрушки.
Р а з д ел 2. Грамматический строй речи
1. Составление рассказа по сюжетной картинке
Оборудование: сюжетная картинка «Общая горка». Ребенку предъявляют сюжетную картинку «Общая горка» для составления рассказа по вопросам воспитателя:
- Какое время года изображено на картинке?
- Кого ты видишь на картинке?
- Как их зовут?
- Что делает Петя?
- Что делает Катя?
- Где находится Вова?
- Какое настроение у детей? Почему?
- Как ты думаешь: о чем они говорят?
2. Составление схемы предложения
Оборудование: фишки с обозначением слов; изображение точки; схема предложения.
Воспитатель выбирает из рассказа ребенка одно предложение и предлагает «записать» его (построить схему). Ребенок моделирует предложение.
КОНЕЦ ГОДА
Раздел 1. Фонетика
1. Дифференцирование звуков: гласных, согласных: твердых — мягких, звонких — глухих
Воспитатель просит назвать:
- гласные звуки в словах: сон, мышка, лужа;
- согласные твердые в словах: мяч, лук, рыба;
- согласные мягкие в словах: луч, репа, конь, гусь;
- согласные звонкие в словах: зуб, рак, коза;
- согласные глухие в словах: фара, стул, мак.
Раздел 2. Звуковой анализ слова
Звуковой анализ слов
Оборудование: предметные картинки.
Дети определяют последовательность звуков в словах «шар», «хвост», «мишка». Воспитатель предлагает преобразовать звуковую схему слова «мишка» в звуковую схему слова «мышка».
Р аздел 3. Грамматический строй речи
Понимание смысла текста. Пересказ
Материал : рассказ В. А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой». (Читается без названия.)
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги они сели на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца.
Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться.
Соловей перестал петь. Оля собрала остатки еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулек в сумку.
- Зачем ты берешь с собой этот мусор? — сказала Оля. — Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
— Стыдно. Перед соловушкой. — тихо ответила Лида.
Воспитатель читает рассказ 2-3 раза и предлагает детям:
а) озаглавить рассказ;
б) пересказать его текст; текст пересказа записать;
в) составить схему предложения: «Маленькие девочки пошли в лес».
Раздел 4. Лексика
1. Тематическая группировка слов
Воспитатель предлагает ребенку обобщить группу слов: лодка, корабль, катер, пароход (водный транспорт) и т. д.
2. Умение истолковывать значение слов
Воспитатель предлагает ребенку объяснить, как он понимает значение слов: самолет, каток.
3. Умение подобрать антоним:
веселый — грустный;
день — ночь; медленно — быстро.
4. Понимание случаев многозначности
Воспитатель предлагает ребенку объяснить, что могут обозначать слова: кран, лук.
5. Понимание значения фразеологических единиц
Воспитатель предлагает ребенку объяснить, как он понимает значение пословицы: «Без труда не вытащишь рыбку из пруда»
Игры с кубиками Зайцева
«Домики»
На первых занятиях знакомимся с кубиками, надо разобрать их по разным признакам, поэтому ребенку дается задание: построить домики из ОДИНАКОВЫХ кирпичиков, при этом нужно обратить внимание на цвет, размер, высоту. Ребёнок берет один кубик и несет педагогу, он поёт БУ-БО-БА-БЭ-БЫ-Б, строй домик.
«Имена»
Если дети маленькие можно им дать кубики из которых может получится его имя, показываю на таблице он ищет нужный кубик и поворачивает нужной стороной, ставит на полочку. Таким образом составляют имя, потом все имена записывают на лист. На следующем занятии будут искать «где Маша?», «это кто?»- спрашивать, показывая указкой на какое-либо имя.
«Поезд»
Учитель показывает по таблице кубики с какой гласной нужны, можно не задавать букву, а в любой стороной ставить на полку, ( например: у, лу, му, ну, ру, ву,. и т. д.) дети находят эти кубики и выставляют на полке в поезд. Затем отходят, а учитель прочитывает каждый кубик – дети повторяют. ( например: ю, йю, лю, мю… т. д.)
«Сосиски-сардельки»
Построенный поезд, учитель делит на «сосиски» по 3 кубика. Зовёт детей и прочитывают каждую «сосиску» с разным ударением. Дети повторяют.
«Абра-кадабра»
Берём по 3 кубика ставим на полку прочитываем под разным ударением. На что похоже? Если получается слово, поднимаем на верхнюю полку или записываем на доску (на лист).
«Найди меня»
Берут любой кубик, пропевают с воспитатель, находят на таблице – пропевают сами, бегут отдыхать. И так несколько раз.
«Братишки-сестрёнки»
Детям дается задание найти похожие кубики, братишку и сестренку. БУ-БО-БА-БЭ-БЫ-Б и бю-бё-бя-бе-би-бь, большой и маленький. Найти на таблице, спеть и поставить на полку. Можно любой стороной, а можно задать букву все стоют окошком на У или Ю. Затем все «семейки» читаются
Чтение по складам
«Семья»
Воспитатель складывает из кубиков МАМА. Что написано? Дети читают пальчиком, убегают. Также ПАПА. А теперь сами будете писать. Пишем на таблице: ДЕДУШКА. Найдите ДЕ, (Воспитатель показывает на таблице, найдите ДУ, найдите Ш, найдите КА. Что получилось? Каждый ребёнок прочитывает пальчиком. И так всех членов семьи: бабушка, сынок, дочь, брат, сестра, тётя, дядя. (На протяжении нескольких уроков)
«Прятки»
Слова, сложенные из кубиков на полочке меняются местами, дети отворачиваются. когда поворачиваются, спрашиваем «где кошка?» и т. д.
«Зоопарк», «Магазин»
Выбираются карточки с теми словами, которые уже записаны на листе раскладываются на столе, сначала вспоминаем, кто у нас в коллекции, спрашиваем кого купишь? Ребенок должен сам его найти, моно дополнительно написать по таблице.
Поем кубики
Детям очень нравится слушать складовые попевки. Если малышам лучше петь, не показывая склады на кубиках или таблицах, то ребятишкам постарше, как раз, нравиться смотреть на склады во время пения. Постепенно они начинают пытаться петь сами – показывая по таблице или поворачивая кубик. Запомнив складовую попевку, а значит, и порядок складов на кубике, они смогут найти нужный склад, пропев и показав все по очереди, даже если один из них – самый нужный в этот момент – как назло выпал из головы.
Самое интересное – это бегать и слушать попевки одновременно.
Кубики стоят на полке (или в беспорядке лежат на столе). Вы сидите в некотором отдалении от них, чем дальше, тем лучше, может быть, даже в соседней комнате. Предложите малышу выбрать любой кубик и принести вам. Обрадуйтесь появлению кубика, как старому знакомому. Поверните его «лицом» к ребенку той стороной, с которой начинается «складовая попевка».
Порядок правильного произнесения складов посмотрите на таблице. Заранее потренируйтесь переворачивать кубик, показывая склады один за другим нужной стороной. Послушайте, как поет складовые попевки автор методики Николай Александрович Зайцев. Они записаны на кассете, входящей в комплект. Если вам не нравится мелодия, придумайте свою или пойте на мотив какой-нибудь известной песни.
Постарайтесь научиться поворачивать кубик и произносить склады довольно быстро. Если вы будете долго искать следующий склад, ребенок заскучает и откажется смотреть и слушать. Если у вас вообще не получается его поворачивать, пойте только по таблицам. Если пение попевок вызывает в вас бурное негодование («Боже, чем я занимаюсь, со стороны можно подумать, что я сошла с ума!», тогда вообще не пойте. Просто проговаривайте склады подряд, желательно ритмично.
«Пропойте» кубик от начала до конца и отложите его в сторону (например, в коробку). А ребенок пусть несет следующий кубик.
Заканчивайте игру тогда, когда малышу надоест (он может ограничиться одним – двумя кубиками, или попросит вас спеть каждый кубик неоднократно). После игры верните все кубики «домой» — на ту полочку, где они обычно лежат.
Можете петь попевки в процессе любой другой игры по кубикам.
Пишем слова
Спрашивайте у ребенка: «Что тебе написать?». Дети очень любят смотреть, как пишут их любимые слова. Писать их можно кубиками или указкой по таблице.
После того, как запас предложенных слов будет исчерпан, попросите ребенка придумывать слова на определенную тему. Можно, например, играть в магазин, зоопарк или путешествие, праздничный пир или маскарад.
Магазин. Выберите какой-либо раздел магазина – пусть это будут «Молочные продукты». Что там продается? Ребенок начинает перечислять, вы пишете. Потом «переходите» в другой отдел магазина, например «Игрушки».
Или. «Давай пойдем в зоопарк! Кого мы там увидим?» дальше следует перечисление разных зверей, птиц и т. д. «А кто плавает в бассейне? А кто живет в доме птиц?» — здесь уже перечисляются только водоплавающие или птицы.
«Мы едем в путешествие! Что возьмем с собой? На чем поедем? Что увидим из окна? Куда поедем? В лес? На море? Что там будем делать? Кого там увидим?».
Если запас знаний или фантазия ребенка иссякли, помогите ему наводящими вопросами: «Мы ходим по лесу. Подними голову вверх. Кто там сидит на ветке и грызет орешки?»
Предложите ребенку придумать как можно больше слов на определенную букву (или склад) «просто так» или на какую-то тему.
Когда вы играете кубиками, написав несколько слов, обязательно попросите ребенка найти, где какое слово или «угадать», что написано.
Если ребенок умеет считать, активно используйте числительные в своих играх с кубиками и таблицами.
Если вы пишите кубиками. Например, на тему, кто живет в зоопарке: «пять слонов», «один жираф», «три крокодила».
Если по таблице – показываете цифру (на таблице номер один есть все цифры и знаки, а потом пишете слово.
Ребенку знакомому со счетом предложите придумать и написать как можно больше слов из определенного количества кубиков.
Примечания: На всех занятиях использую здоровьесберегающие технологии, физкультминутки, смену мезансцен, разминки, офтальмотренаж и др.
Использовать мультимедийные презентации, компьютерные игры, музыкальное сопровождение.