Папки-передвижки

Значение развивающей предметно-пространственной среды для социализации дошкольников

Марина Булахтина
Значение развивающей предметно-пространственной среды для социализации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Человека с самого рождения готов к восприятию окружающего мира. В раннем возрасте вся деятельность ребёнка подчинена одной ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нём. Поэтому правильно организованная предметная среда поможет нам взрослым обеспечить гармоничное развитие дошкольника и его социализацию.

Социализацией называется процесс становления личности.

Публикация «Значение развивающей предметно-пространственной среды для социализации дошкольников» размещена в разделах

Основной целью процесса социализации является передача обществом социального опыта, культуры, правил и норм поведения, и их усвоение.

Социальный опыт ребенок приобретает в процессе общения со взрослыми, взаимодействия со сверстниками, познания самого себя, мира природы, освоения предметного окружения.

Предметно-пространственный мир детского сада включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности.

Такая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Известно, что дошкольное учреждение – это место, где дети получают первый опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Поэтому нами было решено создать в группе такую предметно-развивающую среду, в которой возможно одновременное включение всех детей в активную познавательно-творческую деятельность, которая позволяет им в лёгкой и непринуждённой форме получать и развивать навыки общения.

При проектировании предметной среды мы учитывали особенности дошкольников : их возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, их личностные характеристики, половой состав группы.

Чтобы обстановка в нашей группе в первую очередь была комфортной и безопасной для детей, пособия соответствуют требованиям гигиены, правилам охраны жизни и здоровья детей. Кроме того мы учитываем, что есть дети, которые не умеют взаимодействовать со сверстниками, предпочитая, игры рядом, но не вместе (по разного рода причинам). Поэтому их место деятельности обеспечивает одновременное присутствие двух-трёх дошкольников, а также возможность совместной деятельности воспитателя и ребёнка.

У нас, как и во многих других группах, существуют проблемы, связанная с дефицитом площади. Решить эту проблему позволяет гибкость и трансформируемость в использовании пространства. Мы стараемся избежать жёсткого зонирования помещения. Например, у нас нет запрета на перемещение столов и стульев, использование их в игровой деятельности, чтобы не обеднять возможности свободной игры. Ведь для детей это незаменимый опыт самостоятельного творческого преобразования действительности, активного освоения пространства.

Возникающие между детьми контакты по поводу игрушек или других предметов становятся первой формой социального общения со сверстником, формируется опыт координации своих действий и взаимопонимания. Обучая детей играм, мы предлагаем определенные модели поведения, которые он может проигрывать. Ребёнок начинает задумываться о том, как происходят отношения между людьми. В игровом пространстве дети осваивают навыки общения и учатся сотрудничать, вести диалог, слушать друг друга, учатся быть самостоятельными, осваивают различные способы разрешения конфликтных ситуаций (считалочки, подождать, поменяться и т. д.)

Содержание игровых зон регулярно обновляется, что создаёт основу для выбора и развития разнообразных сюжетов детских игр.

А игра - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. В группах оборудованы уголки сюжетно-ролевых игр, в которых сконцентрированы наборы предметов и аксессуаров. В зависимости от пола детей, от их пожеланий и интересов. Игровые зоны находятся рядом, чтобы можно было объединять их в любой момент в один сюжет. А «Магазин», «Больница», «Ателье», «Пожарная часть», у нас мобильные. В доступном для воспитанников месте размещены мульти боксы с необходимым материалом для той и иной игры и ее сюжета. Но наличие только материала для развития сюжета мало. Необходимы знания о профессиях и опыт самих детей.

Сюжетно – ролевая игра даёт возможность, прежде всего, удовлетворить свои основные потребности, погрузившись в воображаемую ситуацию, стать «как взрослый» врачом, поваром, моряком и т. д. ; сюжетно-ролевая игра открывает широкие горизонты для общения прежде всего со сверстниками, даёт возможность взаимодействовать как внутри разных ролей, так и просто обсудить «несерьёзные» детские дела; служит в будущем базой для развития самых разных навыков общения;

Насыщенная- наполненная, разнообразная среда (это зонирование, игры, атрибуты, дидактические пособия) – дает больше возможностей для разных взаимоотношений, дети могут попробовать себя в разных ролях (примерить на себя социальные роли); в разных деятельностях.

Большую роль в социализации ребенка занимает и патриотическое воспитание.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа. Для этого в нашей группе, в соответствии с возрастом детей оборудован патриотический уголок.

Который помогает развитию положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей; формированию у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

- воспитавает положительное отношение ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

- формирование у детей социальных навыков : освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

Безопасность.

Также, основная цель нашей работы - расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил от умения избежать возможную опасность. Для достижения цели в группе имеется: макет перекрёстка по ПДД, мульти бокс «Пожарная часть», с помощью которых дети могут решать сложные задачи по безопасности.

Благодаря этому пространству мы приобщаем детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;

Трудовая деятельность неотбеленная часть социализации дошкольников.

Главная цель трудового воспитания дошкольников — это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности.

Для этого в группах имеются уголки дежурных. Дети помогают сервировать столы, используя схемы сервировки. В уголке природы имеется все необходимое для ухода за растениями. В процессе труда воспитывается умение и желание оказывать помощь товарищу, научить его тому, что уже умеешь делать сам. Такие нравственные проявления укрепляют и украшают взаимоотношения между детьми.

Важным являются также и опытно-экспериментальный уголок, материалы которого, активизируют познавательную деятельность и социализации.

Деятельность в опытно-экспериментированном уголке полезна для воспитания дружеских взаимоотношений. Коллективная деятельность в экспериментировании требует умения договариваться, согласовывать свои действия с действиями других детей, для развития самооценки и объективной оценки деятельности сверстников, для ощущения «чувства локтя». И это доступно дошкольникам, но и это требует внимания со стороны взрослых, которые должны научить детей жить в коллективе.

Таким образом, организация предметно-развивающей среды является одним из ведущих педагогических условий разностороннего развития детей дошкольного возраста, амплификации зоны ближайшего и перспективного развития ребенка, его успешной социализации.

Публикации по теме:

Роль правильно организованной развивающей предметно-пространственной среды в период адаптации дошкольниковРоль правильно организованной развивающей предметно-пространственной среды в период адаптации дошкольников Поступление ребенка в детский сад - важный этап в его жизни, сопровождающийся изменением привычной обстановки, режима дня, разлукой с близкими.

Создание музыкальной развивающей предметно-пространственной среды 3.3. Создание развивающей предметно- пространственной среды Содержание музыкальной развивающей предметно-пространственной среды отражает.

Опыт организации развивающей предметно-пространственной средыОпыт организации развивающей предметно-пространственной среды Сообщение по теме Нажия Азисова. Сообщение по теме «Опыт организации развивающей предметно-пространственной среды в группах общеразвивающей.

Описание развивающей предметно-пространственной средыОписание развивающей предметно-пространственной среды Описание развивающей предметно-пространственной среды в средней группе «Звёздочки» Развивающая предметно-пространственная среда в детском.

Презентация «Организация развивающей предметно-пространственной среды» Пояснительная записка «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе- неотъемлемая составляющая часть работы воспитателя. Ответственное отношение.

Пополнение развивающей предметно-пространственной средыПополнение развивающей предметно-пространственной среды 10 и 9 группы Пополнение развивающей предметно-пространственной среды[/b] Музыкально-дидактические игры «Зайцы» Цель: упражнять детей в.

Построение развивающей предметно-пространственной среды Отчёт воспитателя МБДОУ№41 Тетцоевой Л. А. Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена.

Рекомендации по анализу развивающей предметно — пространственной среды дошкольников для познавательного развития «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости.

Значение развивающей предметно-пространственной среды для воспитания детей дошкольного возраста Значение развивающей предметно-пространственной среды для воспитания детей дошкольного возраста. «Нет такой стороны воспитания, на которую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение развивающей предметно-пространственной среды для социализации дошкольников
Опубликовано: 5 июня 2019 в 23:34
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение развивающей предметно-пространственной среды для социализации дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Марина Булахтина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД