Елена Цимбал
Значение праздников в музыкально-эстетическом развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день,уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами своим докладом,который я представляла на педагогическом совете по указанной в названии теме.
Без праздников не бывает детства. Всем известно, что детские впечатления самые сильные и самые яркие. Они остаются с человеком на всю жизнь. И у нас, педагогов, есть невероятная возможность подарить детям незабываемые воспоминания, наполнить их души радостью и весельем. В саду дети делают свои первые творческие шаги: первые стихи Деду Морозу, первые сольные выступления, первый вокальный и танцевальный опыт, и хотелось бы, чтобы в памяти детей это все осталось надолго.
Публикация «Значение праздников в музыкально-эстетическом развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Праздники в детском саду - важное средство художественного воспитания, так как здесь начинает формироваться вкус детей. Правильно подобранный по возрасту музыкально-литературный материал, красочное оформление помещения, использование костюмов способствуют развитию у детей чувства прекрасного. Кроме того, праздник создает возможности для активизации и развития речи, самовыражения и раскрепощения детей, дает почувствовать воспитанникам радость творчества, свою значимость и причастность к общему событию, создает эмоциональную связь между всеми участниками мероприятия. Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках, театральных сценках способствует развитию координации движения, чувства ритма, умения ориентироваться в пространстве.
Главная же задача педагогов, используя интерес детей и их увлеченность, синтезировать в данном виде деятельности и эстетическое, и нравственное, и патриотическое воспитание, а также суметь показать все умения и навыки, которыми дети овладели за весь период обучения, поэтому подготовку к празднику и его проведение можно рассматривать как звенья одного единого педагогического процесса.
Классифицируя детские праздники на основе общепринятой праздничной культуры России, выделяются такие виды детских праздников :
1) народные и фольклорные – Святки, Коляда, Масленица, Ивана Купала;
2) государственно-гражданские – Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний;
3) международные – День Матери, День защиты детей, Международный женский день;
4) православные – Рождество, Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха;
5) бытовые и семейные – выпуск в школу.
6) «фантазийные» праздники – Праздник мыльных пузырей, Праздник воздушных шаров и т. д.
Особое место в детском саду занимает утренник. Он является частью общевоспитательной работы, проводимой в детском саду. На празднике осуществляются задачи нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания.
На утренниках музыкальная деятельность детей занимает основное место. Музыкальный репертуар сейчас достаточно разнообразен. Выбор его диктуется, прежде всего, установленными общими принципами: он должен отвечать воспитательно-образовательным задачам, иметь художественную ценность и быть доступным для детского исполнения. Подбирается в соответствии с разными видами музыкальной деятельности - пением, музыкальными играми, плясками, инсценировками. Содержание музыкального репертуара определяется тематикой утренников.
Программа утренника продумывается примерно за полтора месяца до его проведения. В нее включаются пляски, музыкальные игры, песни, хорошо знакомые детям и которые они сумеют хорошо выучить за оставшееся до праздника количество занятий. Отобранный в программу репертуар постепенно включается в план музыкальных занятий. Наиболее сложные песни, пляски разучиваются за один-полтора месяца. Часть репертуара - сюрпризные моменты, несложные игры и инсценировки готовятся с детьми незадолго до праздника, чтобы ребята не теряли ощущение новизны до мероприятия.
Удачное проведение праздника определяет, прежде всего, хорошо продуманный сценарий. Он должен быть в меру насыщен зрелищами и выступлениями. В выступлениях должны участвовать все дети. Это достигается, прежде всего, тем, что часть песен, плясок, игр, хороводы исполняются коллективно. Помимо этого, каждый ребенок должен выступить индивидуально или с небольшой группой детей. Коллективные выступления всегда чередуются с индивидуальным чтением стихотворений, игрой на детских музыкальных инструментах. Иногда в сюрпризных выступлениях объединяется небольшая группа детей. Они исполняют песни и танцы различных персонажей, разыгрывают небольшие сценки.
Индивидуальные выступления помогают застенчивым детям побороть робость, развивают уверенность в своих силах, преодолевают скованность в движениях. В индивидуальных выступлениях каждому ребенку предоставляется возможность проявить свои музыкально-творческие способности.
Задачами праздников в детском саду является побуждение детей к активности, создание радостного настроения и музыкальных впечатлений, развитие музыкальной восприимчивости и любви к музыке.
Организация детского праздника включает в себя следующую предварительную работу:
1) тщательный отбор сценария и актеров;
2) выбор музыкального и литературного материала соответственно теме праздника и возрастным особенностям детей;
3) разучивание музыкально-речевого материала с детьми и педагогами;
4) проведение репетиций;
5) изготовление реквизита и декораций;
6) подбор фонограмм, специальных звуковых спецэффектов;
7) приготовление угощений.
Вывод:
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что проведение праздничных мероприятий в процессе воспитания и обучения дошкольников несёт в себе целый комплекс соответствующих функций и направлений, и способствует их реализации:
- повышение качества взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей.
- укрепление неформальных связей внутри коллектива.
- раскрытие интеллектуальных способностей отдельных детей и целого коллектива.
- повышение общего кругозора ребят и познавательной активности дошкольников.
- стимулирование творческих возможностей, создание атмосферы постоянного творческого поиска у детей, развитие личностной самостоятельности.